am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

Листая назад

« – Я должен его поймать, – упрямо заявил Дункан. – Неужели вы не понимаете, что он для меня значит? Да ведь этот робот – энциклопедия научно-фантастической литературы! История, которую он сегодня рассказал, превосходит все, что мне когда-либо приходилось слышать. А у него в запасе тьма таких рассказов. Он сам сказал об этом. Должно быть, он придумывал их, лежа в песке. За несколько миллионов лет можно немало придумать, когда у тебя только и дела, что лежать да шевелить мозгами. Если все это время он думал только о сумасшедших научных идеях, то теперь, верно, пропитан ими насквозь. Самое-то интересное: он думал о них так долго, что начисто позабыл все, что знал, и теперь убежден, будто все его необыкновенные приключения происходили на самом деле. Он не сомневается, что участвовал в них».
(Клиффорд Саймак, «На землю за вдохновением»)

И вот опять. Человек пишет фантастический рассказ, но как будто не замечает, что в нем самое фантастичное. Роботы, придумывающие истории – что это по сравнению с тем, что проходят миллионы (!) лет, а люди разговаривают на том же языке, и всё о том же! Я уж не говорю о таких милых подробностях, как газета, присланная по пневмопочте. В такие моменты как-то особенно остро ощущаешь, что живешь в будущем.

Другой вопрос более интересен. Вот этот незадачливый писатель уже не может выдумать ничего нового, ему советуют прогуляться, набраться впечатлений, т.с. «фактуры». Но потерявшиеся и насквозь проржавевший робот сочинял свои мириады историй как раз будучи закупоренным в объеме мозга. Это ему нисколько не мешало, а наоборот – помогало.

Можно ли черпать сюжеты и, главное – всякие нетривиальные подробности прямо «из головы», сидя, например, в одиночной камере? Не останется или в голове одна эта камера и максимум на что будешь способен, это рассказать про паучка в углу? Возможно, в камере сенсорной депривации мозг сам начинает генерировать что-то вроде реальности, лишь потому, что он не забыл еще реальность «внешнюю», гонит по инерции. А пролежи подольше, и ничего дельного уже построить не сможет.

...
Сегодня кстати посмотрел документальное кино про Хемингуэя. Все живые романы были выращены на жизни, чуть ли не автобиографичны. Но даже такой нарочито интенсивной жизни хватило на пару томов. А что потом? Как я завидую людям с фантазией! Или это на самом деле не фантазия, а они так живут?
Subscribe

  • сквозь призму животворящей бедности

    «Тема родины в повести Андрея Платонова "Джан"». Рассуждать о текстах Платонова всегда немного стыдно – это все равно…

  • как падение осеннего листа

    «... здесь, в бедной природе Усть-Урта, на ветхом дне Сары-Камыша – есть важное дело для целой человеческой жизни. Не может быть, чтобы…

  • Течение жизни

    Читаем с В. «Джан». Не думаю, что ей интересно, но не сопротивляется и то хорошо. Иногда мне кажется, что она уснула. Я не мешаю спать. И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments