am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

продукт зоны

Давно не перечитывал. Но вот как-то так звезды встали, перечитал. Остался доволен.

– Значит, что же, они нас даже и не заметили?
– Почему?
– Ну, во всяком случае, не обратили на нас внимания…
– Знаете, я бы на вашем месте не огорчался, – посоветовал Валентин.

(Стругацкие, «Пикник на обочине»)

Дальше следует пассаж, намекающий на то, что вам бы лучше не высовываться – со стыда сгорите. Под оком высшего разума. Но не попадаться на глаза лучше и по другой причине. Как бы этот высший разум не заинтересовался и не начал бы изучать. Ну или что он там еще делает?

Артефакты эти из зоны ведут себя уж очень по-человечески. Функционируют в руках невежд. Кажется это еще у Кастанеды было – предмет силы обретает свою власть только над магом, обычный человек так надежно прикрыт щитом здравого смысла, что все эти «заколдованные камушки» для него просто камни, разве что почувствует легкий дискомфорт и пойдет себе дальше. А маг открыт всем этим силам, и поэтому уязвим. И вот современные чудеса техники – ну чего бы они стоили сто лет назад? Смартфон – тот же странный черный камень. Куда там микроскопу, которым забивают гвозди! В него хоть в принципе можно посмотреть, случайно. А со смартфоном что делать? Чудеса не просто непонятны вне контекста, они мертвы.

Идея мистических корреляций встречается и в «Жуке в муравейнике», и в «Волнах». Кажется это для Стругацких верх необъяснимости. То, что для научного мировоззрения кажется абсолютно диким, не укладывающимся ни в какие представления. А еще круче? Интересно, а что бы это могло быть? Не сводящееся к чудесным предметам и еще более чудесным совпадениям? Какой-нибудь Граф Т Пелевинский, живущий в пространстве собственного романа? Но это уже что-то индивидуальное, не из выпусков новостей.

Кажется, что персонажи излишне конкретные, ограниченные своими ролями. Но они составлены из очень плохо соединяющихся частей и это делает их не то что живыми, а странными, почти невозможными. Шухарт, при всей его хемингуэевской брутальности поражает уровнем эмпатии. Гораздо круче Сталкера из кино, тот как раз вязкий какой-то, человеческий. А Шухарт чиста продукт зоны, элемент необъяснимого.
Subscribe

  • The Tint I cannot take – is best –

    The Tint I cannot take – is best – The Color too remote That I could show it in Bazaar – A Guinea at a sight – The fine…

  • неспособность

    « ... так и с человеком: его индивидуальностью заранее определена мера возможного для него счастья. В особенности границы его духовных сил раз…

  • Течение жизни

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments