«Стихи надо писать – как изменять мужу: быстро, тайком, в неучтенное, выпавшее из режима время. И возвращаться домой как ни в чем не бывало».
(Вера Павлова, поэт и технолог :)
тому, что есть, с чем не бывать,
и как собака в стоге сена,
рычать, притворно так зевать,
жевать пытаясь это сено,
не понимая лишь одно:
уж если море по колено,
то лучшая опора – дно.
Вот это я забацал! Что бы это все значило? Наверно это такой коан, не иначе…
Проблема даже не в том, что это значит. Каждый фрагмент указывает на понятные, даже привычные для траекторий моего ума мысли. Но вот куда ведет этот ряд указателей? Почему они выстроились в такую цепочку, объединят ли их что-то одно (кроме упаковки стихотворения), и что это?
Возможно так. Люди занимаются т. называемым творчеством по разным причинам. Одни зарабатывают деньги. Другие ему (этому творчеству или искусству) служат. Третьих просто распирает стихами, картинами, музыкой (и т.д.) и они не могут этого не делать.
Ни к одному из этих типов я себя отнести не могу. А происходит вот что. Ну, точно как по молитве Сократа – очень хочется найти в себе хоть что-то симпатичное и придать ему соответствующую форму. Но это не цель, не ориентир, не пункт назначения. Это мираж, который возникает на фоне непрерывных привычных действий. И эти действия не радуют. Собака лежит на сене (или как в данном случае – погружена в это сено с головой) не из вредности. Есть она его не может, но и раздать тоже. Почему? Это удивительная вещь, но как только собака отходит от стога сена, она превращается в овцу! Вот такая диалектика. Не напрасно другой литературный герой называл главным грехом трусость. Потому что если «море по колено», то дно перестает быть тем, чего надо всеми силами избегать. По нему можно просто идти. В любом случае, получается по тому же Сократу: «Голод – лучшая приправа к пище». И путь это будет даже сено.
Фактически творчество – это и есть мир без страха. Он иллюзорен и мгновенен, но, глядя на него, можно догадаться: что для того, чтобы быть прекрасным не нужно ничего особенного, нужно просто быть особенным – бесстрашным. Так что это стихотворение вполне можно заменить афоризмом: «Творчество – это недостижимое бесстрашие».
Вот ни фига бы этого не узнал, если бы не это абсурдное стихотворение. До коана оно конечно не дотягивает. Так как разгадка коана – это хоть мимолетное, но просветление.