«Она с мужем каким-то образом попала из Франции в Калифорнию; там, в продолжение целого года, за отличный оклад, они служили объектами опыта, производившегося известным американским этнологом.
Опыт имел целью установить человеческие (индивидуальные и расовые) реакции на питание одними бананами и финиками при постоянном пребывании на четвереньках.
Мой осведомитель, по профессии доктор, клялся мне, что видел своими глазами обоих – тучную Валечку и ее полковника, к тому времени поседевшего и тоже сильно потолстевшего, – прилежно ползающими по полированным полам, через ряд яркоосвещенных помещений (в одном были фрукты, в другом вода, в третьем подстилки и т. д.), в обществе нескольких других наемных четвероногих, набранных из бедствующих и беззащитных слоев».
Ну ладно, думаю. Почитаю с начала. Как это будет смотреться через столько-то лет?
И вот прочитал первую часть. Довольно скучно. Причем всё: и язык, и сюжет, и переживания. Знал, что разлюбил, но не думал, что настолько. Понятно, что по структуре это что-то сродни отчету исследователя. Но ничего особо интересного он не нарыл, а кроме этого исследования ничего не видно. Этот Гумберт Гумберт прескучный тип! И дело не в зацикленности на сексе. Скажем «Это я – Эдичка» это тоже отчет о страсти, но там она некий стержень (иногда стержень это просто стержень), ось, вокруг которой крутится целая планета (да, да, Зигмунд, я всё понимаю), а у Гумберта ни фига кроме этого стержня. Наверно потому что Лимонов поэт, а Набоков вот не поэт. Какой-то душитель бабочек.
Но есть еще и вторая часть. Дадим шанс.