Для простоты рассуждений возьмем рассказ. Текст, в процессе чтения, внедряется в ум (аналогично проникновению вируса сквозь клеточную мембрану) и захватывает его, так что тот начинает производить не «собственную продукцию» – обрабатывать сигналы от органов чувств, мечтать, решать и т.п., а становится собственно рассказом – ожившим текстом. Симптомы в целом одинаковые, но у каждого ума со своими специфическими отличиями. Причем не все умы уязвимы для данного рассказа – для некоторых он «неинтересен». Может быть и аналог прививки – когда вместо чтения пересказали фабулу, и читать стало незачем. Рассказом можно заразить, возможно, от него можно даже умереть, если он превратился в навязчивую идею и прямо или косвенно способствовал смерти ума. Бывают мутации рассказа – это когда его переводят на другой язык, и он становится активен в новой популяции умов. Особо удачные вирусы-рассказы могут жить в уме на протяжении всей жизни, существенно влияя на его функционирование. Размножение вирусов-рассказов зависит от того, насколько активно они оживают, попав в питательную среду ума.
Хотя некоторые не хотят признавать в вирусах жизни и презрительно называют их «химическими посланиями».