am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Category:

Вина

Хотелось бы разобраться с таким чувством как «вина». С одной стороны кажется, что ничего подобного не испытываешь, но в то же время может быть это и есть, скрываемая за ментальными движениями, ложь? Вот даже не помню, в связи с чем у меня возник этот вопрос… да вот, вспомнил… похоже, что это приближение Дня Защитника Отечества… 

Ложь по лицу волнами пробегала,
вина качала, страх перегибал…
Все выделения от пота и до кала
кричали хором: «Кто здесь правит бал?» 

Невидимый, неверный, никакой
идет на нас, стуча своей клюкой. 

Если предыдущие стихотворные конструкции напоминали ответы, то это определенно вопрос. Просидел несколько минут, роясь в уме, пытаясь найти хоть что-то похожее на ответ. Наконей (вот это опечатка – наконец) всплыло слово, что интересно, из санскрита. Посмотрел, что это значит конкретно. Даже было показано, как оно выглядит в оригинале… 

«… Авидья (санскр. avidya; менее правильно авидиа) – в индийской философии невежество, незнание, противоположность видье, знанию, иллюзия, которая порождается чувственным восприятием. Синонимы: аджняна, випарьяя.
В философии Шанкары авидья является главным препятствием для постижения единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Освобождение от цепи перерождений возможно через изучение Вед и в особенности Упанишад. Упанишады разрушают обычный стиль мышления, кружащегося в пределах майи, уничтожают авидью – неведение и указывают путь к освобождению.
В философии буддизма авидья с её последствиями – заблуждениями о самом себе и мире – является коренной причиной человеческих страданий. Для нравственного совершенствования и избавления от страданий нужно иметь правильные взгляды (прежде всего, правильное понимание четырёх благородных истин). В позднебуддийских классификациях авидья определяется как первая из 12 ступеней созерцания…» 

Да, похоже, что вина тесно связана с этой авидьей. Ведь если человек целенаправленно делает зло, то вина становится неинтересной, почти юридической штукой. Плата за такую вину – наказание или раскаяние. Тут более-менее ясно. 

Другое дело, когда вина возникает в результате естественных действий. Они кажутся неправильными, но неизбежными. Вине при этом не на что опереться, и она сгущается таким туманным облаком – вроде и не давит, но создает гнетущую атмосферу. Если отдаться этому чувству и в самом деле почувствовать вину (как Митенька Карамазов – вину за всё) то наверняка наступит облегчение, такой катарсис. Но это если искренне. А вот у того же Достоевского есть и другой пример – Раскольников. Тот тоже чувствовал вину, но именно таким туманным способом. Возможно это как раз от нехватки знаний (в широком смысле этого слова), от общего неведения. Эту проблему не решить раздумыванием, психоаналитическим копанием, убеждением. Это есть, и все решает взгляд «на это». 

Чувство, похожее на работу над неудачной картиной. Ведь она получается такой не потому, что чего-то недосмотрел, недодумал, недоделал. Просто так вышло. Не всегда же везет, и все складывается удачно. И что делать? Кто виноват? Карамазовская позиция будет смирением, признанием себя ответственным за загубленный холст. Может быть, даже картина будет порвана, а сам автор решит больше ничего не писать, чтобы это зло не повторилось. Победивший же авидью… не знаю, как он должен поступить и что почувствовать! Постараемся не рассуждать о вещах, о которых не имеем ни малейшего представления.
Subscribe

  • you saw the whole of the moon

  • Miller's Crossing

    «Перекр есток Миллера», Братья Коэн, 1990. Да уж, такой нуар-нуар. Образцово-показательный. Смотрел и все не мог понять, что тут не так.…

  • яма

    Может показаться, что «Женщина в песках» – это роман про то, как человека лишили свободы, он боролся, потерпел поражение и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments