«И если душа не тело, то что же душа?» Во времена Уитмена можно было только мечтать о таком вот совершенно здоровом универсальном теле, почти вечном. Но кажется и Уитмену было ясно, что человеку от других ничего не нужно, кроме тела, потому что душа если и есть, то ее никак не ощутить. Что все эти внешние признаки души – это все то же тело. Человек ли с тобой говорит и тебя любит, или набор деталей внутри пустой – без разницы. Точнее нет. Разница есть! Эта пустота, полная материальность – плюс. Это то, что делает «бабушку» абсолютно здоровой, потенциально вечной, тем, что никогда не предаст. Агата не хотела вторую маму, да и первую уже не хотела. Она хотела вечную «бабушку» и она ее получила. Душа «бабушки» была совершенной, потому совершенно было ее тело, потому что это – одно и то же.
Забавно, что все это так давно придумано и описано. А Пелевин с женороботом, и Горалик со слоном Мартином – постмодернистские перепевки. И если Мартин по духу все-таки близок к «бабушке», то Пелевин конечно же так подкрутил настройки, чтобы получить стервозную сучку. Видимо лишь для того, чтобы не выглядеть на фоне «бабушки» очевидной циничной сволочью. Убрать контраст т.с.