am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Category:

в которой и рождается нравственность

«... У него [Метерлинка] опущенные вниз, несколько лукавые усы богатыря. Он фламандец. Станиславский увидел его впервые в шоферской куртке, в кепке, у автомобиля. Он один из первых автомобилистов. Он [Метерлинк] написал об этой машине, о быстрой езде на ней, о дороге. Это первые впечатления человека среди зарождающейся новой техники, техники во имя скорости.

Кстати, эту технику нельзя было бы остановить – даже пожелай это сделать, как некий, скажем, Савонарола; в самом деле, пожелай-ка остановить технику во имя каких-либо, кажущихся тебе правильными, исторических или нравственных целей – разве можно это сделать? Остановить скорость? Это приведет к катастрофе, так как стремление к скорости, по всей вероятности, заключено как раз в той глубине сознания, в которой и рождается нравственность
».
(Юрий Олеша, «Книга прощания»)

Интересно, а вот другой романтик, Брэдбери, боялся автомобилей, и не в одном его рассказе автомобиль сыграл роль бездушного убийцы.

Да, и тут как раз рассказывали, что как Грин любил парусники, так ненавидел самолеты.

Но да, попытки, и даже мечты остановить технический прогресс выглядят довольно жалко. Как это замечал Хармс: «против небесного явления доской не загородишься». Вся эта техника – болезнь, которой надо переболеть. И тогда может быть и родится, как это формулирует Олеша, «нравственность».
Tags: Олеша, Хармс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • с чем это перекликается

    Я нынче в паутине световой – Черноволосой, светло-русой,– Народу нужен свет и воздух голубой, И нужен хлеб и снег Эльбруса. И не с кем…

  • продолжая разговор

    Еще про творчество в жестких рамках традиции. Конечно, со «школой вангога» ничего не выйдет. Это эпоха серьезных мутаций и революционных…

  • давний разговор

    till-j: «Просто впечатление. Простота настолько дискредитировала себя, что сложность стала восприниматься как искренность. Ну что тут сказать?…

  • * * *

    «Длительная дружба обычно нуждается в общих глупостях». (Nicolás Gómez Dávila, р. 51) Друзьями стали мы не от ума.…

  • Листая назад

    Интересно получается. Вот была османская школа рисунка. Люди годами рисовали иллюстрации ко всяким книгам. Были среди них мастера и просто скромные…

  • Листая назад

    Он так устал от картин на стене, что разглядывал тени, которые отбрасывают рамы.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments