am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Category:

в которой и рождается нравственность

«... У него [Метерлинка] опущенные вниз, несколько лукавые усы богатыря. Он фламандец. Станиславский увидел его впервые в шоферской куртке, в кепке, у автомобиля. Он один из первых автомобилистов. Он [Метерлинк] написал об этой машине, о быстрой езде на ней, о дороге. Это первые впечатления человека среди зарождающейся новой техники, техники во имя скорости.

Кстати, эту технику нельзя было бы остановить – даже пожелай это сделать, как некий, скажем, Савонарола; в самом деле, пожелай-ка остановить технику во имя каких-либо, кажущихся тебе правильными, исторических или нравственных целей – разве можно это сделать? Остановить скорость? Это приведет к катастрофе, так как стремление к скорости, по всей вероятности, заключено как раз в той глубине сознания, в которой и рождается нравственность
».
(Юрий Олеша, «Книга прощания»)

Интересно, а вот другой романтик, Брэдбери, боялся автомобилей, и не в одном его рассказе автомобиль сыграл роль бездушного убийцы.

Да, и тут как раз рассказывали, что как Грин любил парусники, так ненавидел самолеты.

Но да, попытки, и даже мечты остановить технический прогресс выглядят довольно жалко. Как это замечал Хармс: «против небесного явления доской не загородишься». Вся эта техника – болезнь, которой надо переболеть. И тогда может быть и родится, как это формулирует Олеша, «нравственность».
Tags: Олеша, Хармс
Subscribe

  • umbrella

    Alex Katz Blue Umbrella I, 1972 Courtesy of Phillips

  • Escher

    M. C. Escher Castrovalva in the Abruzzi (February 1930) Lithograph, 53 x 42.1 cm.

  • скоро зима

    Aert van der Neer Sports on a Frozen River (c. 1660) Oil on wood, 23.2 x 34.9 cm. The Metropolitan Museum of Art, New York (Friedsam Collection)

  • Dutch

    Gabriël Metsu Woman Reading a Letter (c. 1662-65) Oil on panel, 53 x 40 cm. National Gallery of Ireland, Dublin

  • мерцание

    Circle of Rembrandt van Rijn Portrait of a Woman Oil on canvas, 121 x 98 cm. The Metropolitan Museum of Art, New York (H.O. Havemeyer Collection)…

  • на ниточках

    Juan Sánchez Cotán Quince, Cabbage, and Cucumber, 1602 oil on canvas, 68.9 cm x 84.5 cm San Diego Museum of Art

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments