am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

отличный тормоз

Да вот, еще по поводу "языка поколений, или как преодолеть пропасть".

У этих лингвистов и специалистов по грамотной речи совершенно нет снобизма. Наоборот. Живая речь, все эти ошибки и трансформации языка их живо интересуют, радуют, иногда просто приводят в восторг. Они не загоняют язык в стойло, не прикалывают после морилки булавкой. Им интересно видеть как он шевелится!

При этом замечают, что сейчас стало модно следить за грамотностью, что это такая специальная разновидность общения – ткнуть человека в ошибку, уличить в безграмотности. При этом очевидно, что обычный человек не может знать и помнить все правила и исключения и, уж точно, быть в курсе текущего состояния словарей. Но зато у каждого такого борца за грамотность есть несколько любимых фишек, и уж за них он будет держаться до последнего. Все эти кофе мужского рода, надеть-одеть, жи-ши пиши с буквой «и» и т. д.


Речь не о том, что не стоит знать правила и нужно наплевать на ошибки. Но это – не просто ошибки. Это вектор развития языка. И была высказана крамольная мысль, что если бы не все эти словари, правила и диктанты в школе, то язык был бы разнообразнее, глубже и живее. Это как с природой. Глупо «защищать природу», уж она-то никуда не денется. Даже после ядерного коллапса. Это человек должен беречь природу для себя. Фактически, защищая природу, человек защищает себя. Язык тоже о себе позаботится и никуда не денется. Но жизнь человека – это в большой степени именно язык. И не удивительно, что когда язык меняется, то человеку кажется, что земля уходит из-под ног, жизнь (во всяком случае привычная и обжитая) уходит. И тут конечно словари и диктанты – отличный тормоз, оплот стабильности.

Ну и еще. Нужно помнить, что когда уходит язык – уходят и книги, уж стихи точно. И, сохраняя статус-кво, мы сохраняем весь этот корпус текстов. А т.к. пушкины рождаются не так часто, то лучше притормозить. Ну просто для того, чтобы было что почитать.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Malmkrog

    «Мальмкрог», Кристи Пую, 2020. Кино длинное, и отношение к нему по ходу просмотра не раз менялось. Сначала запустил версию с…

  • просто работа

    В мире эвфемизмов: «Это не просто работа – это реальная возможность зарабатывать!» Свеженькие объявления на остановке. Зеленая…

  • Листая назад

    Шли по лесу. В. хотела позапускать свой копеечный вертолетик, но оказалось, что комары не стали ждать вечера, летают даже в жаркий полдень. Посмотрев…

  • пройденное

    Оно было одиноко и несчастно. Времени, чтобы разобраться со своим полом, у него было предостаточно, но задача оказалась не по силам. Даже когда он…

  • дорога в вечность

    Дэвид Доусон рядом со своим портретом

  • третий глаз

    Odilon Redon Cyclops (c. 1914) Oil on wood, 64 x 51 cm. Rijksmuseum Kröller-Müller, Otterlo

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments