am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

географ, который не пропил

Глядя на школу со стороны и вспоминая свое детство. Что такое делает учитель, что его можно считать хорошим?

Ну, во-первых, держит детей под контролем, не дает превращать урок в хаос. Уже это очень непросто и для этого недостаточно быть «хорошим человеком», относиться к детям по-доброму. Не думаю, что можно завладеть вниманием детей, лишь увлеченно рассказывая. В старших классах еще туда-сюда, там дети уже чего-то хотят, по крайней мере некоторые. В младших классах и чуть дальше выбор по любому будет в пользу веселья. А уж в какие формы это выльется – в полное пренебрежение, в сидение на голове или в беседы на отвлеченные темы, для самого процесса обучения не так уж важно. Не будет никакого обучения, будет либо мучительно, либо приятно проведенное время. Для учителя скорее всего – мучительно.

Во-вторых, добиваться заметного результата. Так, чтобы после урока и всяких домашних заданий у всех в головах осталось хоть что-то правильное и важное. В среднем это «что-то» будет иметь ничтожный объем по сравнению с программой, и с этим очень сложно смириться. Хочется натолкать в головы детей побольше, все успеть – это обречено на провал.

В-третьих, не забыть, что в каждом классе есть способные дети, и нужно суметь уделить им больше внимания, в их случае результат должен быть больше, чем ничтожный средний. И тут очень сложно оценить объем знаний, который каждый может усвоить, и потом еще добиться того, чтобы ученик понял, потренировался, повторил и не забыл через непродолжительное время.

В-четвертых, найти время и силы вести разговоры на отвлеченные темы, не только строго по программе. Помню, что это было очень важно – когда учителю было интересно просто говорить с нами. Ну, может не говорить, но рассказывать – игра была большей частью в одни ворота. И это тоже нужно уметь – говорить с людьми, которые если слушают – то и то спасибо.

И вот тут я вспоминаю книжку, которая мне скорее не понравилась, но кажется задает важный вопрос. «Географ глобус пропил». Если отвлечься от пьянства, разгильдяйства и романа с ученицей, он ведь был хороший учитель. Они в самом деле занимались географией. При этом он не был географом, просто так сложилось, что ему было что сказать и что показать, и он хотел этим поделиться, и главное – посмел.

И тут хочется задать глупый вопрос. Вот есть две крайности – школа, где учат квалифицированные предметники. Но делают это как обычно, каждый видел как это бывает в среднем. А есть школа со странными учителями. Может быть они вообще не учились в институте по данной специальности. Но пришли в школу и готовы учиться вместе с детьми (ну может с некоторым незначительным опережением). При этом они умеют учиться, им интересен предмет, они умеют ладить с детьми и имеют достаточный жизненный опыт и эрудицию, чтобы было о чем поговорить «за жизнь». С учетом того, что реально «выученное» будет по-любому не так велико, насколько важно, что учитель знает «немного больше», как это бывает с выпускниками педа?

Если коротко, вопрос такой – что лучше географ, который пропил глобус (за вычетом пропитого глобуса) или Марьиванна? Не одна такая замена, а если бы это было не исключением, а правилом.

Я не знаю ответа на этот вопрос. Все учителя, что чего-то у нас стоили, были профессионалами. Но что-то мне подсказывает, что весь остальной шлак можно было бы заменить на географов с глобусами. Ну и еще точные науки... наверно тут без образования не обойтись. Такого, заметного. Легко могу представить себе учителя литературы с математическим образованием, а вот наоборот... Хотя, кто знает. Если речь идет о том, чтобы «хоть что-то».
Tags: глупые вопросы
Subscribe

  • в фототелефоне грядущих лет

    Девушки в цвету неожиданно закончились. М. рассказывала много занятных моментов, но они в эту книгу не поместились. Не знаю, можно будет при случае…

  • но радость дружбы брала над ней такую власть

    Длинный фрагмент, но просто не мог остановиться: «... Ей было даже неприятно, что она нравится, так как этим она вызывала неудовольствие у…

  • только царапают

    «... Прежде чем покончить с нашим первым знакомством, я хочу еще только отметить, что, когда Альбертина ушла из мастерской Эльстира, я,…

  • оттенки

    «... ибо воля – это назойливый и несменяемый слуга чередующихся в нас личностей, держащийся в тени, презираемый, бесконечно преданный,…

  • взгляд на вещи

    «... Я знаю юношей, сыновей и внуков выдающихся людей, которым, когда они были еще на школьной скамье, их наставники толковали о душевном…

  • мечты

    «... если человек склонен к мечтательности, не нужно удалять его от мечтаний, не надо нормировать их. До тех пор, пока вы не перестанете…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • в фототелефоне грядущих лет

    Девушки в цвету неожиданно закончились. М. рассказывала много занятных моментов, но они в эту книгу не поместились. Не знаю, можно будет при случае…

  • но радость дружбы брала над ней такую власть

    Длинный фрагмент, но просто не мог остановиться: «... Ей было даже неприятно, что она нравится, так как этим она вызывала неудовольствие у…

  • только царапают

    «... Прежде чем покончить с нашим первым знакомством, я хочу еще только отметить, что, когда Альбертина ушла из мастерской Эльстира, я,…

  • оттенки

    «... ибо воля – это назойливый и несменяемый слуга чередующихся в нас личностей, держащийся в тени, презираемый, бесконечно преданный,…

  • взгляд на вещи

    «... Я знаю юношей, сыновей и внуков выдающихся людей, которым, когда они были еще на школьной скамье, их наставники толковали о душевном…

  • мечты

    «... если человек склонен к мечтательности, не нужно удалять его от мечтаний, не надо нормировать их. До тех пор, пока вы не перестанете…