Спасибо на за наводку avva
Если отвлечься от веры в возможность возникновения сознания в результате запуска копии мозга на компьютере. Пусть это как-то сделано и программа ведет себя как настоящий человек, заключенный в тело, а не в файл 974.3PiB и развернутый в виртуальной среде. И хотя мне кажется, что пафос рассказа как раз и заключен в этой вере, но и без нее интересно.
152 000 000 000 субъективных лет в эмуляции. Но это же все разные сознания. Эдакое многократное дежавю. Не один человек, проживший миллиарды если не триллионы лет в рабстве. Чем это принципиально отличается от сонма живших и умерших существ, тоже очевидно наделенных сознанием, и бывших безвылазно рассованными по своим телам?
И тут самое время определиться. Считается, что любая жизнь благо. И тогда протесты веганов выглядят нелогично – все эти миллионы коров просто бы не родились, если бы их не ели. Наверно жизнь в стойле хуже жизни на воле. Но конец у нее тот же самый, а сама жизнь многими была бы оценена как счастливая. Не к этому ли стремятся? Спокойствие, безопасность, достаток. Даже смысл есть – зачем там коровы на воле бегают неясно, а тут цель понятная. Как-то унизительно? Ну, в «Сиренах Титана» эта диспозиция описана со всеми подробностями. Люди как-то справляются. А коровам так может и проще, ввиду не такой тонкой душевной организации.
А еще говорят, что существование лучше, чем несуществование. Конечно, это относится только к душам. Чего говорить о существовании или несуществовании программ? Но ужас от этой «Лены» возникает как раз потому, что начинаешь подозревать, что все эти копии были одушевлены, а использовались как салфетки для сморкания. Но в жизни-то как? Родился – и живи. И никто не будет делать скидок на то, что в тебя высморкались. Какая бы ни выпала доля – должен терпеть и тянуться к свету, чтобы это ни значило. И вот, мы имеем способ увеличивать почти неограниченно количество существований, каждое из которых имеет шанс достичь света. Нет? Не вижу, в каком месте это «нет» возникает.
Да... первая мысль, что возникла при прочтении: похоже на подростков. Требуется порядка одиннадцати субъективных лет, чтобы для «Лены» дошло, что ее замуровали в этой персоне с сугубо корыстными целями и дальше будет все так же, если не хуже. И тут в дело вступает красная мотивация.
Ну и вообще, много «тонких психологических моментов», которые не сразу улавливаешь, пришлось прочитать не раз. «...По этой причине биологический Асеведо обычно считается живым, здоровым и наслаждающимся продуктивной жизнью на пенсии». Напомнило момент в каком-то романе Кундеры, где гл. героиня поняла – жизнь ее родных и близких перестала ее интересовать, разве что ей требовалось знание, что они живы и здоровы «где-то там», «считаются живыми».