am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

заметно потускнел

Промелькнул фрагмент из «Сталкера», где Писатель сидит на краю трубы-колодца и говорит, что «у меня нет совести, у меня есть только нервы». И тут до меня дошло, что я наверно все это время понимал фразу неправильно. Типа он уже так вымотался и устал от жизни, что совесть для него – непозволительная роскошь, что единственное, что он может – это как-то переживать происходящее, «нервничать». Видимо общая суицидальная эстетика Акутагавы так действовала. А ведь это наверняка лишь отрицание души, некий вульгарный физиологизм. Как если бы робот говорил, что у него нет совести, а есть только процессор и проводки. Смещение фокуса восприятия убило весь романтизм афоризма.

Уже сталкивался с подобным. «Достаточно известное слишком значительно, чтобы от него можно было всегда уклоняться». Как объяснил мне автор, имелось ввиду, что трудно подумать такую важную мысль, чтобы ее до тебя уже не думали многие. Типа афоризмы дублируют друг друга. Мне бы такая трактовка в голову бы не пришла, и после объяснения афоризм заметно потускнел.

И вот я думаю, что афоризм помимо «точности» должен содержать и значительную долю «амбивалентности» что ли. Чтобы его можно было неправильно понять и восхититься. Возможно мне нравятся только такие афоризмы, неправильно понятые.
Subscribe

  • исключения

    Исключения есть. Это вот, например, "социальная реклама", особо ненавистный формат. Но нет:

  • 砂の女

    «Женщина в песках», Хироси Тэсигахара, 1964. На книгу не очень-то похоже, хотя сценарий авторский, да и вообще устроено как экранизация.…

  • старательно заточенные

    Захотелось что-то перечитать пелевинский SNAFF, но лучше бы я наверно этого не делал. Но забавно, что актуальности текст не потерял, скорее наоборот…

  • * * *

    «Ясность – это добыча побежденного». (Nicolás Gómez Dávila, р. 598) Настанет вечер. Клочья облаков погонит…

  • The Mystical Marriage

    Bernardino Luini The Mystical Marriage of Saint Catherine (c. 1520) Oil on panel, 58.8 x 54.5 cm. Museo Poldi Pezzoli, Milan

  • Romeo + Juliet

    «Ромео + Джульетта», Баз Лурман, 1996. Давно уже не видели, вот решили В. показать. В двадцатом веке это вообще выглядело роскошно, но и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • исключения

    Исключения есть. Это вот, например, "социальная реклама", особо ненавистный формат. Но нет:

  • 砂の女

    «Женщина в песках», Хироси Тэсигахара, 1964. На книгу не очень-то похоже, хотя сценарий авторский, да и вообще устроено как экранизация.…

  • старательно заточенные

    Захотелось что-то перечитать пелевинский SNAFF, но лучше бы я наверно этого не делал. Но забавно, что актуальности текст не потерял, скорее наоборот…

  • * * *

    «Ясность – это добыча побежденного». (Nicolás Gómez Dávila, р. 598) Настанет вечер. Клочья облаков погонит…

  • The Mystical Marriage

    Bernardino Luini The Mystical Marriage of Saint Catherine (c. 1520) Oil on panel, 58.8 x 54.5 cm. Museo Poldi Pezzoli, Milan

  • Romeo + Juliet

    «Ромео + Джульетта», Баз Лурман, 1996. Давно уже не видели, вот решили В. показать. В двадцатом веке это вообще выглядело роскошно, но и…