«Только мужеством – слышите ли вы, единственно мужеством! – дворянин в наши дни может пробить себе путь. Кто дрогнет хоть на мгновение, возможно, упустит случай, который именно в это мгновение ему предоставляла фортуна. Вы молоды и обязаны быть храбрым по двум причинам: во-первых, вы гасконец, и, кроме того, – вы мой сын. Не опасайтесь случайностей и ищите приключений. Я дал вам возможность научиться владеть шпагой. У вас железные икры и стальная хватка. Вступайте в бой по любому поводу, деритесь на дуэли, тем более что дуэли воспрещены и, следовательно, нужно быть мужественным вдвойне, чтобы драться. Я могу, сын мой, дать вам с собою всего пятнадцать экю, коня и те советы, которые вы только что выслушали. Ваша матушка добавит к этому рецепт некоего бальзама, полученный ею от цыганки; этот бальзам обладает чудодейственной силой и излечивает любые раны, кроме сердечных. Воспользуйтесь всем этим и живите счастливо и долго... »
(А. Дюма, «Три мушкетера»)
Да, читаю в первый раз. В детстве такие книжки совершенно не прокатывали. Все прошло мимо. Дюма, Жюль Верн, Стивенсон и т.п. Вообще читать не очень-то любил. А то что любил, проходило скорее по разряду какой-то подрывной литературы: «Обмен разумов», «Голубая тетрадь № 10», «Звездные дневники Иона Тихого», «Понедельник начинается в субботу». Типа такого, читал и перечитывал на автореверсе.
Как это говорится: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Я вот наверно читал не то что не нужные, а вредные книжки. Может быть лучше вредные, чем никакие, не знаю. Но вот теперь, читая упущенное (точнее отвергнутое), интересно увидеть то, что тогда не имело никакой ценности, и к каким последствиям это привело. Сейчас я уже могу понять, почему «Три мушкетера» могут быть интересны. И вот интересно, да. Но это уже скорее такой «энтомологический» интерес, исследовательский. Посмотреть на себя как на пример. Вот оно – вычитаемое. От него зависело, каким будет разность.
А книжка, в самом деле, хорошая. И оч. современная по форме. Этакая компьютерная игра в литературном формате. У теперешних писателей получается не так ловко. И не так чисто. Даже если они и пытаются симулировать эту чистоту.