am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

Dogville

«Дoгвилль», Ларс фон Триер, 2003.

Смотрел как раз, когда только вышел, т.е. почти двадцать лет назад. После «Танцующей в темноте» это было конечно некоторое послабление, но все равно, произвело тягостное впечатление. Разве что Кидман было не так жалко как Бьерк. Хотя тоже напоминало какой-то нелепый эксперимент в стиле доктора Менгеле. И вот, решил пересмотреть. Это, кстати, такой специальный эффект Триера, его фильмы как бы стучатся, недвусмысленно сообщают, что вот, мол, пора пересмотреть, будет в самый раз. И обычно не обманывают.


Для начала посмотрел примерно половину, до того места, как Грейс интенсифицировали труд, и она стала совершать промахи. Т.е. ситуация стала постепенно сходить на конус. И падать ей еще долго, часа полтора.

Ну, какие впечатления? Этот голос комментатора за кадром придает повествованию дополнительный объем. Точнее даже не так. Будто кроме этого голоса ничего нет, он тебе шепчет на ушко, а кино как бы разворачивается под этот рассказ, эдакая наведенная галлюцинация. Что создает этот гипнотический эффект? Ничего особо умного он не говорит. История почти бытовая, типа течение жизни. Дизайн предельно аскетичный. Но хочется ловить каждое слово, внимание захвачено полностью.

Не то чтобы я был любителем Николь Кидман, но тут она конечно совершенно волшебная. Излучающая женственность, извините за выражение. Вот даже круче в этом смысле чем Мэрилин Монро, наверно потому, что не видно, что дергает эти струны. Триер все-таки колдун, артисты под его влиянием расцветают каким-то странным цветом. Что он с ними такое делает?

Музыка еще классная. С удивлением обнаружил, что там есть и Vivaldi «Nisi Dominus», про которую я узнал гораздо позднее. Видимо музыка тоже была затянута в действие и как самостоятельная сущность не распознавалась.



Подумал вот, что это такой «Замок» наоборот. Когда движение происходит не потому, что что-то притягивает, а под внешним давлением. Бегство – плохая мотивация.

Интересно, что даже в таком карикатурном варианте «маленький американский городок» кажется симпатичным. Примерно как фотки с американцами времен великой депрессии. Не кажутся жалкими, кажутся классными. Даже в этих лачугах и отрепьях.

... И вот теперь досмотрел. Так же как изначально была непонятна ее всепоглощающая покорность, так же непонятен это внезапный поворот на 180 градусов. Но с другой стороны, такие крайности должны существовать вместе. Интересно, что в этом городке все вели себя плохо. Как бы развивалась эта история, если бы был хоть один хороший? Невольно начинает казаться, что главный месседж фильма: «хороших не существует». Излишне пессимистично.

Обнаружил ложное воспоминание. В памяти сохранился кадр, как Грейс стоит на взгорке с автоматом, в развивающемся кожаном плаще, и палит по жителям городка. Такого там нет. Но это почти единственное, что осталось у меня в памяти от первого просмотра. Реальность совсем не такая эмоциональная. Ничего личного, просто фокус не удался, и фокусник «все стер».

На полочке у нее стояли осколки фарфоровых статуэток.
Tags: music, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Листая назад

    synthesizer: «... Кого ни спроси – каждый ответит, что Мону Лизу Леонардо писал с нее же, но мало кто знает, что пушечный мастер Андрей…

  • десятая копия

    «... с жизнями, смутными, как оттиск из-под десятого листа копирки» (Сигизмунд Кржижановский, «Воспоминания о будущем») ...…

  • (500) Days of Summer

    «500 дней лета», Марк Уэбб, 2009. Почти случайно посмотрел. Фактически только потому, что там в главное роли Триша Макмиллан из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments