am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

цепочка причин

«При известной степени самопознания и при других благоприятствующих наблюдению за собой условиях неизбежно будешь время от времени казаться себе отвратительным. Любой критерий хорошего – сколь различны бы ни были мнения на сей счет – будет представляться слишком высоким. Придется признаться себе, что ты являешься не чем иным, как крысиной норой жалких задних мыслей. Даже малейший поступок будет зависим от этих жалких мыслей. Эти задние мысли будут такими грязными, что, анализируя свое поведение, не захочешь даже продумать их, а ограничишься взглядом на расстоянии. Эти задние мысли будут обусловливаться не каким-то, скажем, корыстолюбием, – корыстолюбие по сравнению с ними покажется идеалом добра и красоты. Грязь, которую обнаружишь, будет существовать во имя самой себя, ты познаешь, что явился на этот свет насквозь пропитанный ею, из-за нее же, неузнанный или слишком хорошо распознанный, отойдешь в мир иной. Эта грязь будет самым глубинным слоем, которого только можно достичь, но этот самый глубинный слой будет состоять не из лавы, а из грязи. Она будет началом и концом, и даже сомнения, которые породит самоанализ, очень скоро станут столь же вялыми и самодовольными, как свинья, валяющаяся в навозной жиже».
(Франц Кафка, дневники и письма, февраль – май 1915 года)

И в то же время:

«Иметь человека, который понимал бы тебя, – это значило бы иметь опору во всем, иметь бога».
(Франц Кафка, дневники и письма, 1915)

Т.е. иметь человека, который видел бы тебя как «свинью в навозной жиже». Или именно потому, что он понимал бы тебя, выглядело бы это иначе? Надежда на то, что сам-то себя не понимаешь и поэтому выглядишь так фигово. Не для этого ли идут к аналитику и рассказывают все-все? Видят, что собеседника не скорчило от отвращения, а значит еще ничего, жить можно. Или к священнику. И уж друг тут точно не подойдет. Просто невозможно себе представить такого друга. Дружба это наверно что-то другое. Это способность не видеть эту «крысиную нору задних мыслей». Может быть потому, что ее просто нет? Такое впечатление, что люди сначала создают пропасти, а потом начинают искать опору.

Или такое всеобъемлющее понимание – это видение всей цепочки причин, что подвела тебя к тому или иному поступку? В этом да, есть уже что-то божественное. Но в чем тут опора? Никакой детерминизм не может быть оправданием. Ты и есть эта «цепочка причин». Разве что она перестает быть грязной, а становится чиста буквально математической чистотой.
Tags: Кафка
Subscribe

  • feed your head

  • томсад #38

    Антонина Васильевна вновь ударила по клавишам, и мы друг за дружкой двинулись приставным шагом. На ногах чешки, мне слегка велики, и носы торчат…

  • Листая назад

    dennett: «Один из главных навыков правильных отношений с Богом – умение не задавать лишних вопросов. Это нелегко дается, если, конечно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment