Но, конечно, есть и упражнения кроме ритмических, связанных с событиями – это и запреты на некоторые действия, и наоборот выполнение некоторых действий в некоторых ситуациях, не в ритме, а когда случаются. Это воспитывает разные стороны волевой функции. Вообще-то волю крайне трудно зацепить хоть чем, много труднее, чем мысли и эмоции – легче научиться радоваться по приказу, чем волить. И тем не менее, совокупность упражнений, в том числе с ритмом – позволяет сделать волю несколько более заметной и осознанной».
Иногда мне кажется, что воля это что-то сродни засыпанию, некому забвению себя. Время от времени сталкиваюсь с такой проблемой, в самом простом варианте это выглядит так.Скажем я лежу на диване. Делать ничего не надо, но и лежать смысла никакого нет. Надо бы встать и что-то сделать, все равно что. Потому что чего лежать, да и надоело уже. Не то, чтобы вот такие мысли были в голове, но для описания диспозиции сойдет. И вот я решаю встать. Но все равно лежу. И думаю, тут уже в самом деле так думаю, это такие вербальные мысли по поводу рефлексии. Когда я встану? Что будет этим сигналом к вставанию? Я ведь уже вроде решил встать и никаких причин лежать нет. Но я все-таки все еще не встал. Чем этот момент будет отличаться от того, когда я в самом деле встану? Да ничем. Я, конечно могу приказать себе встать. Но возникает совершенно аналогичный вопрос: когда я себе это прикажу? Это же тоже воля? Какая разница: приказать себе встать или приказать приказать себе встать? Это цепочка произвольной длины. И так можно лежать сколь угодно долго, пока не обнаружишь себя встающим. Буквально: встаешь и как бы со стороны с удивлением наблюдаешь: «А ведь я встаю!» И морок рассеивается.