am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

Читая френдленту

Ю.И.Манин. «Математика как метафора»:
«… Умственные очи должны видеть в фазовом пространстве механики, в пространстве элементарных событий теории вероятностей, в кривом четырехмерном пространстве-времени общей теории относительности, в комплексном бесконечномерном проективном пространстве квантовой теории. Чтобы понимать видимое глазами во лбу, мы должны знать, что оно есть лишь проекция на сетчатку бесконечномерного мира. Образ платоновской пещеры кажется мне лучшей метафорой структуры современного научного знания: мы и в самом деле видим лишь тени, ибо тень – лучшая метафора проекции». 

Поинтересовался, что же там Платон писал про пещеру. Был приятно удивлен гладкостью и простотой текста. Нужно будет купить Платона и почитать. Наверно, симпатично. А про пещеру примерно так: 

Все живут в узкой темной пещере, в которой почти ничего не происходит. А то, что происходит можно наблюдать только как шевелящиеся на стенах пещеры тени. И вот теперь представим, что кому-то удалось вырваться из этой пещеры на солнце. Сначала он ослепнет от яркого света, Но если будет осторожен, и будет привыкать постепенно, открывать глаза лишь ночью, смотреть на отражения и т.п. то рано или поздно освоится и начнет все видеть ясно. И тогда ему откроется весь мир, и он поймет, что до этого видел лишь тени. А потом ему вдруг захочется рассказать о своих открытиях жителям пещеры. Он спустится туда, но ничего не сможет в этом полумраке увидеть. К тому же к этому моменту он уже утратит ловкость в интерпретации движений теней. Станет беспомощным и будет говорить о непонятном. Пещерные жители будут лишь смеяться над ним, и искренне считать его помешанным. 

По-моему, это иллюстрация идеи прогресса. Сама метафора такова, наш мир – затхлая пещера, а вне её – солнечный день. Но, возможно, и этот «мир вне пещеры» тоже своего рода пещера. И из нее тоже можно вылезти в какие-то невообразимо солнечные миры. И так далее. 

Но более правдоподобным представляется другой вариант. Мир каждой такой пещеры предоставляет все возможности для того, чтобы чувствовать себя счастливым и несчастным, умным и глупым, сильным и слабым. И так далее. То есть главное – не движение все выше и выше, а организация осмысленной структуры внутри, на любом из выбранных уровней. Это можно проиллюстрировать так. Есть наброски пером, акварели, гравюры, живопись маслом, инсталляции и т.д. Можно сколько угодно спорить о том, какая из перечисленных техник «выше», но очевидно, что внутри каждой из них можно развиваться бесконечно, открывая все новые и новые возможности. Конечно, батальное полотно в полстены кажется более сложным, дорогим, требующим много времени и усилий. А листок с каллиграфией – так, испачканная бумажка. Но ведь это не так. Это может быть не так во всех смыслах. Может быть, чтобы так написать эти три иероглифа потребовались десятилетия тренировок. Они могут нести гораздо более глубокий смысл. И уж точно, на каллиграфию будет гораздо приятнее смотреть. 

Не вылезать, а лучше обустроить,
а тех, кто вылезли, получше расспросить.
Не расшатать привычные устои,
ведь шаткое так долго будет злить… 

Но мысль о солнце греет и манит.
Желанье нового – безжалостный магнит. 

Кстати о картинах и вылезании из пещеры. 
В. как-то сообщила, что её любима картина вот эта: http://manuylovich.narod.ru/02/01a.htm
а потом пояснила, что раньше как-то её не выделяла, но потом, в Америке, когда смотрела диск с картинами, то была удивлена её красотой. И тут я понял причину этого эффекта, потому что сам испытал нечто подобное. Это чисто психологический эффект. Файлы на диске так названы, что вначале идет длинный поток старинных гуашевых картин. Глаз привыкает к этому примитивизму, к аскетизму, к некоторой затхлости. Опять же требуется некое душевное усилие, чтобы увидеть в них что-то стоящее. А потом, когда уже кажется, что эта безысходность будет длиться вечно, наступает черед картин нового времени. И так вышло, что эта картина идет среди них первой. 
Subscribe

  • you saw the whole of the moon

  • Miller's Crossing

    «Перекр есток Миллера», Братья Коэн, 1990. Да уж, такой нуар-нуар. Образцово-показательный. Смотрел и все не мог понять, что тут не так.…

  • яма

    Может показаться, что «Женщина в песках» – это роман про то, как человека лишили свободы, он боролся, потерпел поражение и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments