Не вижу тут проблемы. Достаточно, чтобы страдание прекратилось.
Но так, по-настоящему. А то вот Хелен Девитт в своем «Последнем самурае» нарисовала оч. грустную картину. Как репортер, видевший немало зла и сам попавший в его шестеренки хоть и вырвался, но только т.с. внешне. Все эти картины и переживания были перед его внутренним взором как живые. Это не кончилось, а все длилось, длилось и длилось. И ему пришлось убить себя, чтобы это остановить.
Или вот. Слышал интересное соображение от заядлого рыболова. Он рассказывал про очередную рыбалку, с которой только что вернулся. Про жесткую и холодную ночевку, про комаров, от которых не было спасения, и т.д. и т.п. список неприятных ощущений был довольно длинный. И я спросил: «А зачем тогда вообще?» «Ну – и это как минимум – ты не представляешь, насколько приятно потом снова вернуться в цивилизацию». Да, это я тоже испытывал и хорошо понимаю. Контраст необходим, и как говорила жена сталкера в одноименном фильме: «А если бы не было в нашей жизни горя, то лучше бы не было – хуже было бы. Ведь тогда и счастья не было».
И про возмездие, т.е. месть. Я человек не мстительный. Наказание обидчика мне не видится обязательным и никак меня бы не удовлетворило. Что сделано, то сделано, и необходимость наказания я вижу только как возможную профилактику следующих, а так бы всех из тюрьмы выпустил и уж точно не стал бы казнить. Но хоть и не мстительный, но видимо злой. Потому что если бы в момент нанесения страданий я мог бы тут же убить обидчика, то наверно сделал бы это тут же и не раскаивался бы нисколько. Хорошо, что у меня нет таких возможностей.
Проблему я вижу в другом. Что невозможно отменить страдание в момент его нанесения. Нельзя отмотать назад и сделать его несуществующим. «Я сегодняшний» получил всевозможные компенсации и мне хорошо. Но как я могу помочь тому, которого назовем «Я вчерашний»? Тут наверно кроется какая-то ошибка, глубокое непонимание устройства мироздания. Потому что Иов прекрасно пережил и удовлетворился. Но все объяснения этого чудесного явления мне либо непонятны, либо представляются ошибочными. Даже божественная «перекройка времени», способная сделать бывшее не бывшим, меня не устраивает. Страдание было. Точка.