am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

Его жизнь не требует объяснений

На букву «О». Обида. 
Претензии, которые Иван Карамазов предъявляет миру, понятны. Если их выразить одним словом, то это «обида». Если чуть более развернуто, то так – даже если когда-нибудь в будущем мир станет добрым и прекрасным, то это все равно не отменит прошлых злодейств и несчастий. Даже одного из них было бы достаточно, чтобы перечеркнуть все возможное благополучие. Типа «раз так, то и ничего не надо». 

Такая позиция кажется естественной, если предположить, что мир по определению хорош, но только замазан злом. А это в свою очередь следует из того, что мир был сотворен, и сотворен хорошо. Но не были предусмотрены осложнения. И все эти многочисленные безобразия начались позднее. И, кончено, обидно и даже непереносимо то, что такое допускается. 

В то же время не исключено, что творение мира все еще продолжается. Причем не в том смысле, что процесс движется к какому-то завершению, к окончательному созданию мира хорошего. Возможно, мир и его творение функционально идентичны. 

Тогда вполне разумно представить, что нормальное состояние, так сказать, равновесное – это как раз зло. Обижаться не на что, с таким же успехом можно негодовать по поводу существования гравитации или там электромагнитного поля. Но чудо заключается в том, что кроме гравитации, зарядов, зла и хаоса, которыми переполнен мир, есть и искры добра. Причем совсем не обязательно, что добро делается из зла. Оно существует параллельно злу. 

Вообще, любые рассуждения о мире в целом лучше начинать с себя. Хотя бы потому, что единственный мир, который каждый имеет непосредственно, без всяких там экстраполяций и обобщений, это собственный «туннель реальности». И если вдруг кому-то удастся избавить свой персональный мир от зла, или хотя бы представить себе возможность такого мира, то тогда можно задаться вопросом о необходимости зла «вовне». 

Каждый, кто считает, что мир устроен несправедливо, должен признать минимальное требование: «пусть уж тогда вообще ничего не начиналось». Но кто знает, насколько это мучительно и несправедливо? 

Мораль крепка, но мысли наши быстры,
за ними нам никак не уследить,
и тут хоть лбом об стену расшибись ты,
они в душе успеют наследить. 

Рассыпалось как ртуть, его не подобрать,
никак не удержать ни капельки добра. 

Рецензия в Газете.ru:
Франц Кафка в исполнении биографа Клода Давида « ... на самом деле такой службы у Кафки не было. Работал он по полдня. Потом обедал, читал газеты, спал, отправлялся на прогулку. В сущности, вполне комфортное по обывательским меркам существование. Отец Кафки был груб, самовлюблен, ограничен. Но никаким таким тираном и деспотом он, судя по всему, не был. Мучения из-за невозможности найти угол для нормального существования и работу – явно преувеличены. 

Одна из квартир писателя, например, находилась во дворце. 

Постоянные страдания Кафки от обычной, в общем-то, и не самой неустроенной жизни могут быть объяснены только в координатах его литературного мира. Франц Кафка в ряду его близких, друзей и женщин, измученных его капризами (шараханье от уничтожающей любви с мольбами непременно выйти за него замуж и мгновенным охлаждением при приближении дня бракосочетания) – просто не самый приятный и здоровый психически человек. В ряду же кафкианских сюжетов и образов его жизнь не требует объяснений в обычных житейских представлениях об успехе и неуспехе, удачах и провалах, смысле и бессмыслице, норме и безумии...» 

 
Subscribe

  • пройденное

    Петр понял, что пора кем-то становиться. Можно было бы конечно оставаться просто Петром, но это требовало слишком большого напряжения. А Петр уже…

  • удовольствия

    «Некоторые дают обещания ради удовольствия их нарушить». (Уильям Хэзлитт)

  • Листая назад

    arassvetov: «Читать – значит изъявлять согласие. Согласие – с чем? Чтобы быть водимым. Коль скоро я что-то пишу, я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments