am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Category:

На букву «К».

 Коммуникация.

Оглядываясь назад, невольно замечаешь, что со временем количество людей, с которыми хотелось бы поговорить, неуклонно уменьшается. Говорят, что это возраст, естественное явление, то-сё… ну, возраст это понятно, но что конкретно? Что изменилось за эти годы?

Предпочел бы не рассматривать общительность, как потребность. Ну, есть люди, которые могут подойти к незнакомому человеку на улице и ни с того ни с сего начать рассказывать обстоятельства своей жизни или какие-нибудь истории. Слово за слово – так они могут говорить неограниченно долго. В некотором смысле тут нет коммуникации, это такой монолог, непреодолимая потребность высказаться.

Создается впечатление, что у каждого человека есть некий код, своя разновидность языка, свои устойчивые обороты, свое понимание слов, чувство уместности или наоборот – неуместности некоторых слов и выражений. Если у двух людей этот код общий, то иллюзия понимания достигается очень легко, более того, часто понимание действительно может иметь место. Как это называется, они «понимают друг друга с полуслова».

Интернет-блоги – это своего рода протоколы разговоров, и по ним очень хорошо видно, как это работает. Настоящий диалог возможен лишь между людьми одного круга, часто хорошо друг друга знающими, имеющими похожие или общее мировоззрение, или, по крайней мере, общие привычки ведения разговора. Не раз видел, как два вполне вменяемых человека, способные слушать, искренние, логичные и эрудированные совершенно не способны друг друга понять. То есть они, может быть, и могли бы понять, что каждый из них говорит, но для этого потребовались часы, дни, а может быть годы бесед. Удивительно, но это так. А до этого разговор невозможен. Могут иметь место более или менее остроумные реплики, люди могут ознакомиться с позициями друг друга, выслушать какую-нибудь историю… Но это будет больше похоже на поток сознания «общительного человека», а не на беседу.

Как же могут возникнуть эти «общие коды»? Дети вообще еще слабо владеют языком, они живут вместе, дружат, болтают или спорят. В этот период они учатся говорить и думать. Не удивительно, что учатся они примерно одному и тому же. Они не только живут в одном дворе, ходят в одну школу и читают одни и те же книги. Они живут в одном языковом поле, создавая эти самые коды.

С течением времени ситуация усложняется. Для хорошей коммуникации требуется либо удивительная случайность, когда встречаются люди с общими кодами, с «родными душами», либо человек должен принять чужие коды, переучиться, скорректировать свое восприятие языка и вообще – ощущение жизни. Тут уже имеет место что-то вроде ассимиляции, принятия новичка в группу. Или человек оказывается настолько силен, что может создать группу только вокруг себя, по сути, навязать (это, конечно, делается добровольно и как бы само собой) свои коды другим.

Но рано или поздно наступает такой момент, что этот код, восприятие жизни, мировоззрение, становится таким всеобъемлющим, охватывающим буквально все аспекты жизни, настолько разветвленным и сложным, что его уже невозможно передать другому. А вероятность случайной встречи с подобным человеком становится равной нулю. И, несмотря на то, что все вокруг говорят (например) по-русски, эти языки отличаются своей «душой».

При этом легко видеть, почему человек не лишается возможности с интересом слушать других, читать книги, смотреть кино. Он постоянно, бессознательно переводит этот «общий язык» на язык своей души, в свои коды. По-сути, он продолжает разговор сам с собой, используя для этого речь других просто как повод услышать свой собственный голос. Но диалог тут наталкивается на серьезные трудности. Потому что нет синхронного переводчика, да и желания понять этого «немца» (от слова «немой») как правило нет.

Насколько люди похожи по своей сути, настолько они различны по форме. Чтобы начать разговор на неком «базовом, общем для всех уровне», нужно как минимум оказаться в окопе. А иногда и этого недостаточно.

Постепенно трансакции превращаются в чисто функциональные сообщения, что называется «строго по делу». Все другие случайные разговоры демонстрируют только одно – ты один. Так что круг настоящего общения замыкается на семье и старых друзьях.
Получается, что увлекательный разговор с «чужим человеком» возможен, только если он тебе интересен. Но это уже больше похоже на исследование или на интервью чем беседу. Да и много ли их – интересных? Или нужно, как это советуют, пытаться найти хоть что-то интересное в каждом? Вот-вот. Самому быть простым (будь проще – и люди к тебе потянутся), т.е. избавиться от личных кодов, от чувства своей «исключительности», а к другим проявлять «искренний интерес». Унылые советы психолога.

Или можно встать в позу гуру, и начать вещать, учить, транслировать свои идеи (чувства, историю жизни, философию и т.п.) другим. Не обращая особого внимания на то, как это преломляется в их умах. И по возможности не слушать, что тебе говорят в ответ.
Или уж нужно так самоотверженно полюбить другого человека, до полного самоотречения, что самому стать другим. Ну, или они оба будут меняться синхронно, приводя себя к какому-то общему знаменателю.

В общем, варианты есть :)

Описанные симптомы могут быть разной интенсивности. Это что-то вроде слуха. Одним людям режет ухо одна фальшивая нота, другому все равно, какая бы какофония ни звучала. Наверняка многие даже не слышат этих диссонансов, фальши пустой болтовни, игнорируют непонимание, разговор для них – просто времяпровождение или обмен информацией. О да, информацией можно обмениваться в любом возрасте! В этом отношении интеллектуалы и эрудиты в выигрышном положении. Симуляция коммуникации у них происходит естественно, легко, она вполне может сойти за дружескую беседу. Тут хорошо иметь какое-нибудь хобби, быть специалистом в какой-нибудь области – выращивать орхидеи, коллекционировать записи, ремонтировать автомобиль или ходить по врачам… Найдя такого же «коллекционера» вполне можно провести полчаса в приятной беседе. Но даже это часто бывает отравлено неустранимой фальшью – ведь разговариваешь ты с чужим.

Скорее всего, это ощущение фальши и одиночества возникает в довольно раннем возрасте. Но надежда на то, что «это случайность», что всё не может быть так по-дурацки устроено, живет довольно долго. Должно накопиться много опыта, случаев невозможности понять, этих сбоев в коммуникации, чтобы стало ясно, что это естественный ход вещей.

Так что мы имеем три одновременных процесса. Усложнение и кристаллизация «личного языка». Развитие «слуха», чувства языка, обостряющее дискомфорт от фальши. И постоянно накапливающийся опыт «неправильных трансакций», создающий ощущение обреченности.

Возможно, следующей стадией должна стать усталость привыкания – когда собственные коды приелись, а чужие воспринимать уже не можешь. Единственный способ не попасть в эту последнюю ловушку – постоянно меняться, не дать надоесть самому себе.

* * * * *

Интересным свойством обладают рассуждения типа приведенных выше. Вот сегодня утром я вспомнил про это маленькое исследование, и мне было как-то неприятно. Подумал: «Что же это за ерунду я написал?» А вот сейчас перечитал и ничего ошибочного не нашел. Даже не нашел, что вставить. Но одно слабое звено все-таки есть.

Подозреваю, что человек, который достиг некоторого уровня гармонии с самим собой, бесстрашный и, скажем так, счастливый, просто не нуждается ни в каких кодах, ни в каком дружеском разговоре, он как бы ослеплен своим счастьем. Он не ищет понимания, потому что человек нуждается только в понимании самого себя. Иногда кажется, что с возрастом человек не приближается к себе, а постепенно удаляется. Потребность в дружеском общении становится все больше, а возможностей для него все меньше.

Как это говорил Козьма Прутков: «Если хочешь быть болтливым – будь им!»

И еще вот что. Не напрасно счастье и болтливость (общительность) идут в такой связке. Читал одну такую книгу… Так вот, насколько я сейчас припоминаю, там описывался такой клинический случай. Тот человек был совсем обычный, а потом вдруг стал очень остроумный, живой такой, общительный. Душа, что называется компании. Это, конечно здорово, но вот эта резкая перемена настораживала…

Так же как счастье легко достигается химическим путем или там вживлением электродов, так и общительность – почти «механический» или «химический» эффект.

Возможно, это просто старость. Доля естественного счастья (счастья роста) падает, а счастья просветления, похоже, дождется не каждый.

Как это пишут в объявлениях о приеме на работу: «требуются коммуникабельные», т.е. «счастливые». Оно, это счастье, говорят, увеличивает объемы продаж.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments