И вот они поехали в Самару и стали свидетелями возгорания детского сада. Приезжала пожарная машина, люди суетились, из брандспойтов били водяные струи... Посмотрели с удовольствием. На другой день С. ждал повторения шоу, а когда не дождался, сказал: «Поехала тушить другой детский сад...»
Еще немного про «манипулирование» :)
«... Когда я даю задание своему подчиненному, то его "я" меня не интересует – если это задание находится в пределах контракта, должностных обязанностей. И это не является манипулированием... »
Да, это так. Вообще когда есть четкое указание, или приказ, то «я» воспринимает это более-менее однозначно. Либо как проблему (интересную или нет), либо как принуждение, либо как открытое насилие. Тут нет места манипулированию.
Но вот другая ситуация:
Начальник имеет особенность приходить на работу рано и засиживается допоздна. И даже если сотрудник выполнил всё, что требует его «должностная инструкция», в рабочее время, он будет чувствовать, что уходить рано нельзя. Т.к. тут запускаются вполне естественные программы подчинения, биовыживательного беспокойства и корпоративной мимикрии. Начальник дает указание сотруднику в обход его «я», посылая (возможно невербальные) сигналы «биологической машине», с которой связано «я» этого слабовольного сотрудника.
И тут начальник вполне мог бы избежать вольного или невольного манипулирования, если бы однозначно высказался в том смысле, что требует от сотрудников только качественно выполненной в срок работы, а как и когда она будет сделана, неважно.
Или вот тот пример про командира, который поднимает солдат в атаку: первым выпрыгивает из окопа и бежит под пулями с криком «За Родину, за Сталина!» Совершенно та же ситуация, как и с начальником. Только более эмоциональная. Это называется «взять на слабО». В такой ситуации можно и с пятого этажа спрыгнуть. Типичное манипулирование. А то, что от этого манипулирования есть «польза», мало что меняет.
Есть один интересный случай. Когда пациент приходит к психотерапевту, то понимает, что воздействие, возможно, будет происходить на недоступном для «я» уровне. Но «я» осознает эту малоприятную ситуацию и делает это добровольно. Выбирает из двух зол меньшее.