Еще из "Лайлы": «… Аудитория зашлась хохотом.
Смеялись все, кроме одного. Он сидел с горящим лицом, и по окончании кино у него было всё то же ошеломленное и подавленное чувство, которое он испытывал и сейчас, чувство неуместности и паралича. На время его поглотила эта структура, которая превращала его и всё, во что он верил, в нечто ненужное и комическое.
Это могло быть в тот вечер, когда он встретил Лайлу в трамвае…»
*Экспорт гармонии*
Зажмуриться и переждать немного,
или сказать неслышно: «Ха-ха-ха».
То, что любил, вдруг стало незнакомо,
фальшиво, словно выдал петуха.
А ведь, казалось, было верно спето,
но грохнул смехом полутемный зал.
И тут никак не отыскать ответа:
«Зачем на сцену ты, дружок, влезал?»
Уже что-то такое было… Совсем недавно. Ага, вот: «Такие мысли посещают в шахте – зачем же, дурень, я сюда полез?» Забавно, какая живучая эта аллюзия на Крокодила Гену, усмиряющего отвязного неприкаянного мальчика: «Ну, зачем ты, зачем ты туда полез? Тебе что делать нечего? ... Когда я был маленьким крокодилом, я никогда не лазил по пожарным лестницам…» Просто некоторые влезают, и ничего, нормально. Кажется, что там, на этой «пожарной лестнице» как-то лучше, чем под грибом на детской площадке.
Впрочем, «Экспорт гармонии» не нуждается ни в каком вылезании на сцену. Это происходит прямо в голове. Как будто пропадает фокусировка, или сам вольно или невольно начинаешь фокусироваться на каком-то воображаемом, виртуальном «зрителе». И в его глазах любые твои «достижения» просто смехотворны, нелепы. Как бы на несколько секунд трезвеешь и думаешь: «Какое убожество!» Хотя, возможно, это как раз не трезвость, а секундное помешательство.