Александр Кушнер. Мужчина с розой
Мужчина с розой на портрете,
Её он держит меж двух пальцев
За стебель гибкий и точеный,
Перевернув к себе затылком,
Молодцевато и брезгливо,
Как все мужчины.
Что он мужчина, нет сомнений.
Напрасно б венский аналитик
Старался розу допросить
С пристрастьем: нет ли фетишизма,
Инверсионных отклонений, –
Их нет, им неоткуда быть.
К тому же, роза бессловесна,
Полузамучена верченьем
В руке, не помнит, где мучитель,
Где стол, где кресло, где букет.
В кафтане, с пышными усами,
Мужчина с розой полумертвой
Глядит, не зная, что с ней делать,
Вдохнуть тончайший аромат
Ему и в голову, конечно,
Прийти не может (то ли дело –
Сорвать и даме поднести!).
Так и должны себя вести,
Так и должны чуть-чуть небрежно
Мужчины к жизни относиться,
К ее придушенной красе,
Как этот славный офицер
(Тут нету места укоризне), –
Чуть-чуть неловко, неумело,
Затем что нечто кроме жизни
Есть: долг и доблесть, например.
Е., когда в первый раз читала, то просто прифигела, т.к. мало что поняла. Да и мы, когда начали ей разъяснять смысл происходящего, путались в показаниях. Думали с М. в две головы :) Сошлись на том, что обычно суть «мужчин» пытаются продемонстрировать в соответствующих декорациях – поле боя, пожар, ордена, «кто под красным знаменем раненый идет» и т.п. Эта схема уже такая привычная, что стала почти пошлой. И для контраста, надо взять совсем другой контекст, и может быть в нем эта «суть» проступит не менее ярко. На том и порешили.
В общем, учительница не возражала, даже можно сказать, похвалила. Хотя тоже выразила мнение, что слушатели мало что поймут. Ну и ладно.
Нежданно-негаданно появился СК. Вот уж кого не ожидали увидеть! Милой беседы вполне хватило на те три часа, что у меня было между визитами на Западную. Компетентно обсудили геронтологические вопросы. У СК, конечно, опыт побольше, но зато у меня свежее. Это уравнивало веса. В частности рассказал удивительную (вполне возможно, что и справедливую) вещь. Если у старого человека что-то такое происходит с мозгом, что сознание его становится поверхностным и почти не участвует, не реагирует на «внешний» и «внутренний» мир, то тело, остальной организм начинает демонстрировать чудеса живучести. Работает как часы, в полной гармонии с самим собой. Т.е. в некоторых случаях достаточно выключить «свет ума», чтобы химическая механика сама себя настроила и зажила сама собой.
Брат уехал обратно, так что я теперь снова за крайнего. Ну что ж, посмотрим, что из этого получится. Как это говорил Будда: «Главное – сохранять спокойствие».