И абратно топор падымаеш
Над сторушки седой галовой
И в мозгах у нее кавыряеш
Можед смысл там найдеца какой
Тут как раз самое время заметить, что хорошему стихотворению хорошие рифмы совсем ни к чему.
Раскольников по количеству ссылок, по использованию при аргументации, по упоминанию в дело и не в дело напоминает Алису в Стране чудес. А образ у Чена получился хороший. Это вообще обычное дело – пытаться найти какой-никакой смысл, ковыряясь в «мозгах», что бы это ни значило.
А вот что можно было бы посоветовать этому бедному Раскольникову?
На начальном этапе можно было бы посоветовать не спешить. Как раз из этого Оденовского эссе: «Самый главный грех – нетерпение. Из-за нетерпения мы были изгнаны из Рая, и оно же мешает нам обрести его…» И смирить гордыню. Понять, что хватит пыжиться, мечтать о наполеоновской участи. Поумерить чувство собственной значимости. Подклеиться к Разумихину, типа попытаться использовать добро как ориентир... Но это, конечно, вряд ли.
А уж после старушки уже ничего не посоветуешь. Покатился, что называется, по наклонной. Хорошо еще, что вот Соня подвернулась.
И тут невольно вспоминаются рассуждения Нагеля. Достоевский настолько всё надежно увязал, так четко обрисовал диспозицию, что почти не остается сомнений – у Раскольникова не было никакой свободы воли. Его просто тащило по жизни неукротимым потоком обстоятельств. «Внешних» и «внутренних». Альтернатив что-то не видно.