am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Category:

Читая френдленту

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1455118.html

Представим себе робота. Он установлен на проходной (например, в аэропорту, на проходе на посадку), оборудован видеокамерой, системой обнаружения запаха взрывчатки и наркотиков, датчиками, дистанционно измеряющими температуру пассажиров, системой распознавания образов, связью с базой данных Интерпола и т.д. и т.п. Программное обеспечение может включать в себя экспертную систему в духе доктора Лайтмана, позволяющую считывать эмоции по мимике лица. Хоть это и непрактично, но в принципе можно так «попортить» настройки этого аппарата, чтобы он обзавелся собственным характером, своими сильными и слабыми сторонами. Ну, например, к концу рабочего дня начинал бы работать медленнее, давать ошибочные сигналы тревоги или еще что. Ну и так далее. Смысл в том, что это будет машина, но со всеми так называемыми человеческими качествами – будут и чувства, и аналитические способности, и память, и привычки, и характер…

И в чем же отличие от человека?

Какой бы сложной ни была машина – это материя. Его видение, слух, характер, память – это все какие-то физические процессы, какие-то события в реальном мире.

И у человека тоже. Каждому из его свойств можно поставить в соответствие какой-то комплекс процессов в мире материи. Мысли, чувства, память – все это материя его тела.

Но, в то же время, с точки зрения этого человека, «физике» ставится в соответствие «лирика» – тот нематериальный мир, который разворачивается перед ним. Ну, каждый может его наблюдать в любой момент, достаточно оглянуться или прислушаться к своим ощущениям.

Предлагается называть «Я» вот этот самый индивидуальный нематериальный мир.

И тут возникает проблема. Это что же? Открыл глаза – одно «Я», закрыл – стало другое? Выпил – третье, протрезвел – четвертое? Что-то слишком зыбко!

Ну, мало ли что зыбко! Вон гипсовый шар – при разном освещении тоже выглядит очень по-разному, и это не мешает нам распознавать его как вполне конкретный шар. В случае с «Я» тоже можно было бы опереться на «чувство я», но это проходит лишь в нормальных состояниях. Подозреваю, что есть ситуации, в которых проблема «так это я или не я?» оказывается очень болезненной.

Вопрос еще вот какой. Что обеспечивает это волшебное превращение материального мира в нематериальный мир «Я»? Не разумнее было бы называть «Я» как раз этого волшебника, что делает траву зеленой, а не саму эту зелень?

Кажется, что это какое-то ошибочное разделение. В этом случае, мы имеем дело с парой: некий Мастер и его изделие. При этом Мастер – это всё, он носит гордое имя «Я», а продукт его деятельности – так, иллюзия, досадное недоразумение, майя. С человеческой точки зрения это выглядит нелепо. Зачем бы Мастеру заниматься такой ерундой? Ведь вся наша жизнь – это ерунда, не так ли? Или как тактично выражаются японцы – росинка.

Хотя это наверно очень заманчиво – понять, что ты – ерунда и в то же время где-то в глубине – Мастер. Два т. сказать в одном.
Subscribe

  • Течение жизни

  • фрагмент

  • внутри

    «... Отец подвел меня к Храму и с благоговением поднялся на открытую галерею нижнего яруса. Первое, что мне бросилось в глаза, – макет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments