Представим себе робота. Он установлен на проходной (например, в аэропорту, на проходе на посадку), оборудован видеокамерой, системой обнаружения запаха взрывчатки и наркотиков, датчиками, дистанционно измеряющими температуру пассажиров, системой распознавания образов, связью с базой данных Интерпола и т.д. и т.п. Программное обеспечение может включать в себя экспертную систему в духе доктора Лайтмана, позволяющую считывать эмоции по мимике лица. Хоть это и непрактично, но в принципе можно так «попортить» настройки этого аппарата, чтобы он обзавелся собственным характером, своими сильными и слабыми сторонами. Ну, например, к концу рабочего дня начинал бы работать медленнее, давать ошибочные сигналы тревоги или еще что. Ну и так далее. Смысл в том, что это будет машина, но со всеми так называемыми человеческими качествами – будут и чувства, и аналитические способности, и память, и привычки, и характер…
И в чем же отличие от человека?
Какой бы сложной ни была машина – это материя. Его видение, слух, характер, память – это все какие-то физические процессы, какие-то события в реальном мире.
И у человека тоже. Каждому из его свойств можно поставить в соответствие какой-то комплекс процессов в мире материи. Мысли, чувства, память – все это материя его тела.
Но, в то же время, с точки зрения этого человека, «физике» ставится в соответствие «лирика» – тот нематериальный мир, который разворачивается перед ним. Ну, каждый может его наблюдать в любой момент, достаточно оглянуться или прислушаться к своим ощущениям.
Предлагается называть «Я» вот этот самый индивидуальный нематериальный мир.
И тут возникает проблема. Это что же? Открыл глаза – одно «Я», закрыл – стало другое? Выпил – третье, протрезвел – четвертое? Что-то слишком зыбко!
Ну, мало ли что зыбко! Вон гипсовый шар – при разном освещении тоже выглядит очень по-разному, и это не мешает нам распознавать его как вполне конкретный шар. В случае с «Я» тоже можно было бы опереться на «чувство я», но это проходит лишь в нормальных состояниях. Подозреваю, что есть ситуации, в которых проблема «так это я или не я?» оказывается очень болезненной.
Вопрос еще вот какой. Что обеспечивает это волшебное превращение материального мира в нематериальный мир «Я»? Не разумнее было бы называть «Я» как раз этого волшебника, что делает траву зеленой, а не саму эту зелень?
Кажется, что это какое-то ошибочное разделение. В этом случае, мы имеем дело с парой: некий Мастер и его изделие. При этом Мастер – это всё, он носит гордое имя «Я», а продукт его деятельности – так, иллюзия, досадное недоразумение, майя. С человеческой точки зрения это выглядит нелепо. Зачем бы Мастеру заниматься такой ерундой? Ведь вся наша жизнь – это ерунда, не так ли? Или как тактично выражаются японцы – росинка.
Хотя это наверно очень заманчиво – понять, что ты – ерунда и в то же время где-то в глубине – Мастер. Два т. сказать в одном.