Попутно я ей оч. хвалил и Кафку, и в частности «Замок», но говорил, что читать ей его очевидно рано. Но Е. все равно сразу открыла и прочитала пару страниц с самого начала. Поинтересовалась – а что его занесло в эту Деревню? Попытался объяснить в чем там фишка, но столкнулся с серьезными трудностями. Эссе «Замок за пять минут» никак не получалось. В конце концов, сказал примерно следующее:
Представь, что ты поступила в школу и тебе совершенно необходимо стать отличницей и вообще занять прочное место в обществе. Зачем это тебе, ты не понимаешь, так что это скорее бессознательное желание. Даже не желание, а необходимость. И вот ты начинаешь учиться, но понять, чему же ты учишься почти невозможно. Уроки с трудом отличаются от перемен, учителя – от товарищей по классу. И, главное, совершенно непонятно, когда же ты отвечаешь урок и получаешь оценку – любой разговор может оказаться таким же значимым, как контрольная. И вот ты решаешь найти классного руководителя, чтобы в доверительной беседе у него всё, наконец, выяснить. Но об этом скоро всем становится известно, и кажется, что уже вся школа занята только тем, чтобы эта встреча никогда не состоялась.
Ну, что? – спросил я Е. – хочешь в такую школу?
Еще я подумал о смещении метафоры. Вот просыпается К. поутру, а перед ним сидит человек и говорит: «Ну, всё. Больше тебе в Деревне оставаться незачем. Теперь ты отправляешься в отпуск на остров Крит, а потом, если захочешь, тебя примут на нормальную работу бухгалтером, риэлтором ну или хоть этим… землемером. А можешь уйти на пенсию – нет проблем».
По-моему, это самая настоящая фантастика. Покруче путешествия в другую вселенную. То есть путешествие в другую вселенную я худо-бедно еще могу вообразить (почему бы нет?), а вот такой исход истории с К. – нет, не могу. Только формально смоделировать.