am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

Перлз

«… Противоположная трудность в свободном формировании фигуры/фона – невозможность опустошить фон, в результате чего фигура не может быть объединенной. Пределом этого является опыт хаоса. Воспринимать окружающее как хаос нелегко, потому что для практической жизни мы должны всегда обнаруживать дифференцированные единства – гештальты. Возможно, такой опыт хаоса вы получаете, глядя на некоторые работы современных художников, которые – с точки зрения привычных мерок не обеспечивают точек "прикрепления" внимания. Вы при этом ускользаете от хаотического чувства, находя это болезненным или смешным...»
(«Практикум по гештальт-терапии», Перлз и компания)

Такое впечатление, что тут они объясняют один психологический эффект. Каждый раз, когда я нахожусь в состоянии острой тревоги, мир вокруг меня очень неприятно трансформируется. Тут даже себе не объяснишь, что же с ним такое происходит, так как объективно вроде ничего не меняется, но ощущается он не так как всегда. Лучшее (хотя и неточное слово) – он становится чужим.

Так вот, наверно именно так и ощущается хаос. Это – чувство хаоса. Когда ум занят одной навязчивой мыслью – одним неразрушимым гештальном (объектом тревоги), фон становится полностью опустошенным, но воспринимаемым. Таким, что из него нечего не выбрать. Наверно у страдающих тяжелыми формами депрессии наблюдается тот же эффект, только долговременный – мир становится настолько непривлекательным, что из фона никак не удается выудить никакого гештальта.

Попытки медитировать – это добровольные встречи с тем же хаосом, но в режиме скуки, преднамеренного ничегонеделания, очищения фона насильно.
Subscribe

  • пройденное

    Юрген нес её очень осторожно, но всё-таки уронил. Она не разбилась вдребезги, не смялась и не покатилась под горку. Но с каким-то неприятным хрустом,…

  • aphorismos

    Имма искал удовольствий. Довольно быстро оказалось, что удовольствия растут в тени зла. Пнуть припаркованную на тротуаре машину – почему он…

  • . . .

    Олаф смотрел в окно как на икону. Там, за пластиковым окладом, между оранжевыми занавесками, кружился снег. Олаф всеми силами пытался не вспомнить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments