am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

  • Music:

На букву «П»

Профессионализм обычно вызывает уважение. И само это слово используется как похвала. Причем такая похвала, с которой поспорить сложнее, чем с другими видами ярлыков. Скажут про человека: «Он умный». А другой возразит: «Какой же он умный?» И кто прав, не ясно. Нет общепринятого способа убедиться в уме. Профессионализм, как правило, более очевиден.

Но что-то есть в этом слове не то, какая-то беспокоящая червоточинка. Хочется понять, в чем тут дело.

Всегда ли профессионализм хорош?

Вполне могу представить себе чудо-хирурга, который очень профессионально ампутировал ногу, которую можно было бы вылечить. Причем отпилил он её именно по причине своего высокого профессионализма – его опыт и опыт его коллег указывал на то, что это необходимо. Беда только в том, что наверняка была и другая группа врачей, которых учили иначе, убеждения у них были другие, и опыт у них тоже был иной. Возможно даже, что их методы были не столь проверены, более рискованы, и их нельзя было бы назвать профессиональными. Но в этом случае они бы помогли. А пациент оказался на приеме у хирурга, и ноги не стало.

Или вот из другой области. (М. как раз дочитала «Ф.М.») Как показывают последние книги Акунина, профессионализм его растет, а качество книг ухудшается. Это вообще распространенное явление – первые книги лучшие. И как потом ни повышай свой профессиональный уровень, успеха не повторить. Подозреваю, что, как и в случае с хирургом, «ремесло» постепенно вытесняет «качество».

Профессиональный педагог (или психолог) часто оказывается менее эффективным, чем просто любящий и заинтересованный человек, не отягощенный «общим опытом» перед лицом реальной проблемы.

Антонимом к «профессионалу» будет «дилетант». Читаем: «ДИЛЕТАНТ (ит. dilettante delecrate услаждать, забавлять) любитель, занимающийся к.-л. техническим делом, искусством или наукой без специальной подготовки; человек поверхностно знакомый с ч.-л., но пытающийся об этом рассуждать или этим заниматься».

Довольно несимпатичная роль. Во всяком случае, не верится, что от такого можно ожидать что-нибудь путное. Но, наверно, не случайно в это определение входит слово «любитель». В статье о «профессионале» любовь что-то не упоминается.

Если кино хорошее, зачем о нем говорить, что оно снято «профессионально»? А если плохое, но «профессиональное» – то делается ли оно от этого лучше?

Если врач может вылечить, то какая разница «профессионал» он или «шарлатан»? (Тут, конечно, риск. Очевидное свойство профессионализма – устойчивость результата. Но вот в чем дело – сам был свидетелем, несмотря на весь скепсис, устойчивых положительных результатов у «врача», который по всем понятиям был шарлатаном. Это не мешало ему лечить и вылечивать пациента за пациентом.)

Ну и (трудно удержаться:) хрестоматийный пример чудесного посмертного превращения полоумного дилетанта в суперпрофессионала. Это, понятно, Ван Гог.

Этот пример делает сущность профессионализма более ясной. Профессионализм – это принадлежность к группе людей с общими принципами, общими взглядами на какое-нибудь дело. Эффективность их деятельности может быть больше или меньше. Это не главное. Они из поколения вырабатывают некую структуру, взгляд на мир, алгоритмы действий, пока в значительной мере не становятся рабами этой структуры. И те редкие случаи профессионализма, когда он не отвергает любительство, а интегрирует его в себя, создает то, что можно назвать словом «мастер».

Мастер – человек, который «просто» делает что-то очень хорошо (как сам это представляет). Или стремится к такому идеальному результату (как Данила-мастер). А не тот, кто хорошо следует требованиям структуры, а результат превращает во что-то вторичное.

По роду своей деятельности мне иногда приходится сталкиваться с проявлениями крайнего непрофессионализма. И даже копировать эти «образцы». В такие моменты как-то невольно выходишь за рамки своих профессиональных представлений, видишь их как бы со стороны. И становится ясно, что хотя они и делают работу более эффективной и качественной, в то же время являются то ли тормозом, то ли шорами, мешающими воспринимать идеи, не вписанные в устоявшиеся схемы. И уж совсем не помогают, когда хочется сделать что-то впечатляющее. Без таланта или, на худой конец, везения тут не обойтись :)
Subscribe

  • добрые мертвецы под одеялом

    МАМА В ШКАФУ в серебряном детстве в чистой воде снов далёких в скрипе мебели и передвижениях неизвестных под обоями в тайном быте неких под…

  • предубеждение

    Странное дело. Долго делал вид, что такой группы не существует. Такой у них был "имидж", что ничего хорошего ждать не приходилось. И вот…

  • Из переписки

    «Выхода нет. Это и есть выход». (В. Пелевин (интервью), из сборника «Одиннадцать бесед о современной русской прозе»)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments