Подземный переход, мальчик играет на скрипке. В футляре, лежащем у его ног, немного мелочи. Играет ужасно, что-то вроде неумело исполненных гамм.
Мимо идет артистически одетый дяденька лет тридцати, останавливается и говорит примерно следующее:
– А-а-а-а… Что-то мне ваше лицо кажется знакомым… Вы же Сидоров, да? Помню-помню, музыкальная школа, прогулы, невыполненные домашние задания, бесконечные пересдачи… А я вам говорил, что вы кончите подземным переходом, да… И как вы играете? Ну-ка дайте сюда инструмент… Вот же, рука должна идти плавно, расслабленно и вот тут…
Начинает играть что-то более-менее приемлемое и так увлекается, что забывает о своем незадачливом ученике.
Тут мимо идет пожилой дядечка, останавливается, внимательно смотрит на скрипача и говорит:
– А-а-а-а… Что-то мне ваше лицо кажется знакомым… Вы же Иванов, да? Помню-помню, консерватория, прогулы, невыполненные домашние задания, бесконечные пересдачи… А я вам говорил, что вы кончите подземным переходом, да… Так вот вам пара монет – большего такая, извините за выражение, игра не стоит…
Конец фильма.
Что бы все это значило? В чем здесь мораль?
Мальчик все-таки любит музыку, раз уж не выбросил эту скрипку куда подальше, а стоит и тратит свое время на игру. Ну, хреново, играет, да. Но зачем-то ему вся эта музыка нужна.
Дальше. Мимо идет учитель. Он помнит этого своего ученика. Мало того, ему не безразлично, как и что он делает. И он тут же, «здесь и теперь», начинает его учить.
И тут идет профессор, который видимо считает, что все должны быть как минимум как Паганини, лечь костьми за искусство, а если, несмотря на все труды, не вышло, то завязать с этим делом раз и навсегда.
Это все равно как говорить училке математики, ругающей двоечника, что она-то сама неудачница, никакой не математик, да задачи решает хуже Кольки, который собрался на мехмат.
То есть если искать мораль, то она будет такая. Детей ругать, унижать и требовать от них невозможного нельзя. Это раз. А второе – если ты не решил стать самым лучшим, то к инструменту (что бы это ни значило) лучше вообще не подходить.
Если за этой моралью начать делать какие-то орг. выводы, то первым делом нужно разогнать все эти наши, т. называемые, школы. По-моему так. И это уже как-то не смешно, потому что правильно и совершенно невозможно.