Замечаю, что «М&М» просто создан для того, чтобы его анализировать, придумывать всякие объяснения и вообще – хороший повод поболтать.
И вот кстати о любви в «М&М». Она такая, как бы это выразиться? Транзитивная. Т.е. Мастер и Маргарита любят друг друга довольно специфическим способом. Мастер любит Воланда, Маргарита любит Воланда, и в итоге они уже любят друг друга.
Удивительно еще и то, что Воланд рассказывает о том, как «всё было», «читая» роман. Ну, там, на Патриарших. Получается, что Мастер получил аванс в виде огромного выигрыша, ушел в подполье и начал писать сатанинскую версию событий. Ну, сделал как смог. Возможно, этот роман вообще нужен был лишь для того, чтобы на него клюнула Маргарита, которая, как кажется, и рождена была для того, чтобы побыть одну ночь королевой бала. Воланду нужна была эта вечеринка, и вокруг нее все крутилось, все детальки подгонялись одна к другой с сатанинской тщательностью и с таким же размахом. Т.е. и эта любовь – часть спектакля в одном ряду с разоблачением магии и раскачиванием кота на люстре. Все что там есть возвышенного – это людская составляющая, что говорит о том, что человек и сам по себе чего-то стоит. Бог его оставил, а он все еще кое-что из себя представляет, организует сатанинскую игру как-то по своему, душевно. Дьявол не отнимает душу целиком, он лишь берет её в аренду, попользоваться.
А еще я подумал о том, что Воланд ничего бы не стал для них делать. Просто получил просьбу, и уж тогда всё устроил в лучшем виде. А так – все обязательства он выполнил, по всем счетам заплатил и теперь мог спокойно отчалить без всей этой возни с отравлением и устройством дачи для влюбленных.