am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Читая Линор Горалик "Частные лица"

«… Вообще ранний, довоенный Резникофф – это такая очень неброская, очень аскетическая поэзия, освобожденная практически от любых формальных ухищрений, в том числе метрических и ритмических: остается только собственно стихотворный ритм, ритм концевых пауз: чистый верлибр. Суть которого в чем? Автор заставляет нас делать микропаузу там, где он сам ее делает. То есть дышать в такт с ним. И этим программирует наше восприятие сказанного, расставляя едва уловимые акценты. От этом есть гениальное место в одной работе Михаила Леоновича Гаспарова, где он объясняет, как работает верлибр: берет один и тот же более или менее незначительный текст, разбивает его на строчки верлибра тремя разными способами и показывает, что три полученных стихотворения говорят нам не одно и то же. Слова одинаковые, но другое дыхание – и поэтому другая эмоция и другое понимание. Вот этому-то дыханию как самому главному, конструирующему свойству поэзии меня Резникофф и научил. Тому, что можно просто присмотреться к чему-то в своей жизни и в себе, навести взгляд на резкость, выделяя нужный фрагмент, – и поделиться им, в то же самое время разделяя с читателем ритм своего дыхания». (Дмитрий Кузьмин)

А вот и его микро-статья про Резникоффа с его же переводами: http://magazines.russ.ru/arion/1999/2/rezn.html
Ну, это что-то знакомое. От того, что они такие короткие и емкие больше напоминают танка без размера. Привет СК, да. Разве что у СК в пиках лучше значительно. Ну, на мой взгляд и по моим ущущениям. Ладно. В частности читаем:

Нищий протягивает руку,
чтобы потрогать меховую шубу прохожего,
и гладит ее незаметно,
чтобы украсть для кончиков пальцев немного тепла.


Уверен, что последняя строчка лишняя. Какое-то додумывание за персонажа. Окуда можно точно знать, зачем он торгает эту шубу? Но в целом здорово. Вот, например, это:

Рельсы в метро,
что вы знали о счастье,
пока были рудой в толще земли?
А теперь над вами горит электрический свет.


Погружаясь в эти разговоры о стихах, начинает казаться, что теперь поэтов&читателей интересуют уже не переживания, на которые указывают стихи, а сами стихи. Смотрят на палец, а не туда, куда этот палец указывает. Ну да, это тоже по-своему интересно, но в этом есть и что-то не то.

Subscribe

  • I'm sorry that I hurt you please don't ask me why

  • этот день победы

    «Бумажный солдат», Алексей Герман, 2008. Решили пересмотреть в честь дня космонавтики. М. сказала, что теперь такое кино бы ни в жисть…

  • Из переписки

    – Говорят, что чистое и особенно масштабное зло может кого-то завораживать своей «красотой» или ещё там чем. Но вот мне не грозит,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments