am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Юрий Казаков, «Белые ночи»

Не люблю этих, т.н. «художников слова», особенно когда хорошего писателя упрекают в том, что он «косноязычный», «язык – никуда» и т.п. Это у кого же такой язык, что не стыдно показать, и при этом не заслоняет собственно повествование? Т.е. не является главным аргументом. Это примерно как обладатель красивого голоса, который поет никчемные песни. Ладно. Это я к тому, что есть некие исключения, и одно как раз подвернулось. Казакова все-таки очень приятно читать, что бы он ни писал. Вот в этом рассказе ничего не происходит, да ничего и не надо. Тут уже наоборот – редкие вкрапления действия кажутся чуть ли не лишними.

«… И началась кутерьма. С руганью, недовольная поднялась хозяйка, захныкали, завозились во сне ребятишки, хозяин топотал по избе, брякал об стол вилки, ложки, ножи, а мы уж и деваться куда не знали от такого гостеприимства, ходили за хозяйкой, заглядывали ей в сонное хмурое лицо, извинялись, как могли.
– А, да ничего, все равно уж дак! – сказала она быстро и вдруг улыбнулась мгновенно и стала прелестна...»


А вот неожиданный момент «про скромность». Которая хуже гордости? Уж не знаю, но наверно хорошо, когда мастер вот так придуривается, особенно если нет надежды на разоблачение. Мастерство само по себе прекрасно, и все остальные сопутствующие атрибуты должны быть отброшены. И слово хорошее – «разор». Словарь Ушакова выдает актуальный пример, в тему: «В доме полный разор: ремонт идёт».

«И парень, молодой такой парень с толстыми губами, наивным беспомощным взглядом, оттопырив губы, несколько минут смотрит на нас, на наши ружья.
– Охотники? – спрашивает и вздыхает. – И как вы энто охотитесь дак? А я никак... Пять ружей сменил... Женка заела, а стрелю – и мимо... Не умею. Не постигну, женка говорит – разор, а я что могу?
Говорит и руками разводит, смотрит на нас с восторженным удивлением, а мы его успокаиваем: как же, мол, все постигнуть можно.
– Нет, чего говорить – неспособный я... Вот и рыбу ловить, все ловят, а я дак сеть запутаю, порву, и все толку нет.
Он машет рукой и даже отворачивается.
– На что же живешь тогда? – спрашиваем мы изумленно.
– А кто е знает, на што! Женка кормит...
Рыбаки не выдерживают, хохочут, парень переводит взгляд с них на нас, махнув рукой, выходит совершенно расстроенный.
И тут рыбаки наперебой объясняют нам, что парень этот – лучший охотник и рыбак прекрасный, бригадир...»
Tags: рассказ
Subscribe

  • crawlin' back to you

  • в конце концов

    «И лежал на спине, и натягивал одеяло до самого носа, и закрывал глаза, чтобы больше никогда больше ничего не происходило. Но в конце концов…

  • The Loneliness One dare not sound –

    The Loneliness One dare not sound – And would as soon surmise As in its Grave go plumbing To ascertain the size – The Loneliness whose…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments