Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно».
(Андрей Платонов, «Никита»)
Понравилось это «от них ему было скучно». Как-то всегда казалось, что скучно бывает БЕЗ чего-то, а тут оказывается, что ОТ чего-то. Объекты эманирующие скуку. В общем, это понятно. Заезженная мелодия – это не отсутствие мелодии, это гораздо хуже. Именно неуловимостью этого ощущения. Мелодия не стала хуже, но что-то с ней такое произошло недоброе. Думаю, физиологи могли бы рассказать о химии этого процесса, что там, в мозгу, такое выделяется, когда вещь, которая когда-то радовала, теперь вызывает скуку.
Ну и в ходе борьбы с этой скукой, мир был заселен массой всяких сказочных сущностей. Если исключить дедушку-солнце, все они были злобные. Доброго ничего не выдумалось, вот ведь.
«Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему:
– Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
Что же получается? Всё сотворенное, сделанное, «реальное» – доброе. Всё выдуманное – злое. Злое и непрочное. Рассеивается без следа, стоит лишь отцу вернуться с войны и погладить по головке. Вещи сразу встают на свои места, можно облегченно оглядеться и даже самому принять участие в сотворении или хотя бы починке чего-то настоящего. Например, повыпрямлять гвоздики.
Мульт иногда смотрим с В. про Стойкого Оловянного Солдатика. Так немного досочинили за Андерсена, и Тролль сообщает что:
Если в старой табакерке век не держат табака,
Заведётся в табакерке чёрт-те что, наверняка.
И берётся чертовщина ниоткуда неспроста.
Заведётся чертовщина там, где только пустота.
Интересно, это наверно не та пустота, не шунья. Тоже наверно выдуманная, в отличие от «пустоты» реальной, физического вакуума ума.