am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Не так уж трудно

В красно-белой Библиотеке научной фантастики «Трудно быть богом» оказалась в компании с «Понедельником начинается в субботу» и, помнится, Ко кого-то упрекал в том, что вот «Понедельник»-то каждый норовит прочитать, а другой книгой пренебрегают, а она-то как раз в этой компании главная. Да, я в детстве читал её один раз, и потом еще в сознательном возрасте прослушал в виде аудио-книги в исполнении того же Ярмольника. С тех пор аудио-книги слушать больше не рисковал, и к «Трудно быть богом» не возвращался. Общую идею я вроде как уяснил, а книга сама по себе, как текст и персонажи, не понравилась. Ну вот, думал, может Герман её трансформирует.

Кино больше всего напоминает безумно растянутую новостную врезку «no comment». Общая диспозиция вроде ясна, но что там на экране происходит, что всё это значит, и как понимать те редкие слова, что удалось разобрать – всё это остается тайной. Память о том, что это имеет непосредственное отношение к книге, здорово её, эту книгу, поддерживает. Типа Стругацкие сочинили историю – ан поди ж ты – вот как это было на самом деле, вот что сохранил храмовый целлулоид. А ты теперь сиди и смотри. И кажется, что богом быть не так уж трудно. В смысле смотреть на эти чужие мытарства не больно. Даже как-то уютно думать – что жить можно и в грязи, и в экскрементах, и среди висельников. Нормальная жизнь. Т.е. это для кого-то норма, и ничего – живут. И человек будущего себя там неплохо чувствует, практикует отрешенность, чапает по грязи, подхихикивает и всё видит насквозь. Если описать все это одним словом то так – «нормалёк».

Интересно, что Герман ведь не напрасно всё это затеял и снимал столько лет до самой смерти. Не только же воспроизведение эстетики этого мира его интересовало, не как конструктор. Наверно хотел донести какую-то важную для себя идею, на проговаривание которой не жалко последних лет жизни. Теряюсь в догадках. Если это был фильм-предупреждение, то получилось скорее что-то успокаивающее – и в грязи красота, и в экскрементах жизнь, прорвемся. После «Хрусталев-машину» такого ощущения не возникало. Долго сидел в оцепенении пытаясь переварить увиденное.
Subscribe

  • аппарат

    Спросил тут у В. чего ей не хватает в смартфонах, какой должен быть технологический прорыв, чтобы прибор существенно улучшился? Говорит, чтобы мысли…

  • Персия, Персия!

    «The Flower and the Bird», Mohammad Yusof. Golestan Palace. Persian Miniature, Iran, first half of the 17th century.

  • Conte de printemps

    «Весенняя сказка», Эрик Ромер, 1989. Прикольное такое кино. Мы временами вспоминаем об этой четверке (М. вспоминает), смотрим и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments