В советские времена роману, конечно, досталось. Эти бесконечные уроки литературы, с разбором «образов» и «роли народа». Сочинения про «любимого героя романа», когда из стольких зол приходилось выбирать меньшее. И, как теперь я понимаю, главное – это Бондарчук. Мало того, что он экранизировал, он сделал возможными эти культпоходы в кино, где в добровольно-принудительном порядке нужно было еще и смотреть. Роман в школе казался пыткой, а кино – ну что кино, пришлось смотреть. Эту высокобюджетную плесень.
Потом уже в институте прочитал с интересом, как-то меня эта школа неожиданно отпустила, сам даже не знаю, как так вышло, по какой благодати. Но всё равно, всё равно, ощущение, привкус затхлости оставался. То ли дело «Анна Каренина», или вот сравнительно недавно читал «Воскресенье» – одно удовольствие, очень казалось свежо и своевременно. А «Война и мир» тихо подгнивал.
И вот этот спектакль произвел тотальную дезинфекцию. Всё, наконец, ожило, заискрилось, и стало тем, чем наверно и должно было всегда быть. За что Фоменко отдельное спасибо. Кажется, тут уже трудно было бы выбрать, какой герой любимый, все отличные. Даже князь Андрей :)