civil-engineer: «Октябрь 1974 г. Брежнев читает западные отзывы о «Бульдозерной выставке»: «чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... гневно осуждаем... передовая общественность не допустит... деятели культуры протестуют» и т.д.
Леонид Ильич отбрасывает бумаги, закрывает лицо руками и гневно кричит:
– Уроды!! Загнившие, чумазые быдланы! Это же перформанс! Бульдозер, сметающий картины – аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, экзистенциальное воплощение протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчувственные и бескультурные недотыкомки! Что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!»
Дочитал/перечитал сегодня последний из девяти рассказов – «Тедди». Предыдущие рассказы могли бы быть полностью выдуманными, не теряя при этом своего качества. А этот по самой своей структуре должен быть документальным, выдуманность сильно смазывает эффект.
М. тут по этому поводу как раз спрашивает: «А что такое медитация»? Уже двадцать пять лет слышу это слово в самых разных контекстах и от самых разных людей, но ничего не могу внятного по этому поводу сказать. Даже молитва немного понятнее, может быть, потому что человечнее?
Если начать искать аналогии, проводить параллели, то молитву бы я сравнил с традиционным искусством. Художник в процессе творения говорит с богом, может быть спорит с ним, спрашивает что, или делится радостью. Используя для этого доступную человеку модификацию божественного языка. Ну, или обращается к самому себе на таком уровне, что там уже и до бога не далеко. Медитация же – это современное искусство. Там нет языка, нет логики, нет даже жизни. Это когда концентрация внимания делает из пакета для мусора красоту. Из белой стены зеркало или дверь. Вещи или события становятся энергетическими потоками. Денег ли, внимания ли, славы или власти. Тут так легко обмануться!
Или вот если друзья посмотрели друг другу в глаза, обнялись, то тут трудно симулировать примирение. Так же трудно симулировать традиционное искусство. А если друзья пришли к психотерапевту и он начинает решать их проблемы, выискивать причины, нащупывать компромиссы, то возможно их примирение будет единственным шансом закончить наконец эту бодягу. Как с современным искусством – проще признать его таковым, чем настаивать, что это лишь куча мусора.