Когда Е. училась в школе, у них было что-то вроде сочинения по «Обломову». Хотя читать весь текст не требовалось – только фрагмент из хрестоматии. Е. была в замешательстве, всё сидела перед белой страницей ноута, не в силах что-то из себя выдавить. Помнится, сочинил что-то по ходу, получилось даже складно и убедительно. Теперь же, когда знакомство с «Обломовым» не ограничивается двадцатью страницами, так легко мне бы отделаться не удалось. Всё очень неоднозначно. К тому же вчера в первый раз прочитал «Дом с мезонином», и этот короткий рассказ перекликается с «Обломовым» и диспозиция там столь же неоднозначна.
Подумал, что Обломова вполне можно было принять в коммунистическое завтра, он отличный пример принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям».Если поселить его в ухоженной коммунистической деревеньке, поить, кормить и не отнимать любимый халат, то до обеда он мог бы учить детишек в деревенской школе – образования у него вполне бы хватило, человек он был добрый и детей явно любил. Да и сам был таким неприкаянным ребенком. И всё бы у него было. Природа, свобода, время для размышлений, прекрасные собеседники и товарищи для игр в виде детей. Может быть, и жена подходящая нашлась бы. И уж точно, учителем он был бы куда лучше Лиды Волчаниновой. Одно имя чего стоит! Но, к сожалению, коммунизм затеяли строить все эти высокоорганизованные Штольцы и Лиды, которые в свое светлое будущее не желали брать ни обломовых, ни чеховских свободных художников.