«То, что называют «сознанием», скорее всего, является особой формой осознавания, контактной функцией, начинающей действовать, когда возникают трудности в приспособлении.
... Контакт – это, в первую очередь, осознавание новизны, которую можно ассимилировать, и движение к ней, а также отвержение новизны, которую ассимилировать нельзя».
(Ф.Перлз, «Теория гештальт-терапии»)
Вот да. Новизна – это всегда вызов. Что-то непреодолимое, как звон будильника по утрам. Нужно что-то делать. Либо пошарить вслепую по столу и выключить, продолжая спать, или как-то просыпаться и снова начинать жить. При этом невозможно новизну просто принять к сведению. Если она не отвергнута, то должна быть ассимилирована, т.е. должна стать «своей», должна быть вписана в индивидуальную картину мира. Примирение путем поглощения.
Ну да, вот тут дальше: «... контакт не может пассивно принять или просто приспособиться к новизне, поскольку новое должно быть ассимилировано. Любой контакт – это творческое приспособление организма и среды».
«Спонтанность – это схватывание интересных и питательных элементов окружающей среды, возбуждение и развитие с их помощью».
Интересно, что дзен, как практика спонтанности, вынуждает весь мир представать как нечто интересное или как минимум питательное. В этом смысле до дзена бесконечно далеко – хорошо, если какая малость покажется интересной или питательной. Но не означает ли это, что мы просто зажрались?