Прекрасно!
Сквозь дырку в сёдзи любуюсь
Небесной рекой.
(Исса)
Как это Ко вчера сказал? Что-то вроде: «Подтеки на обоях говорят о деградации личности». В то же время Заваровкий (который как раз заходил к Ко чтобы подновить роспись на двери – два иероглифа-кораблика Дао между лотосом облака и туманом земли) говорил, что любит свой подтекший и растрескавшийся потолок – он такой художественный и есть на чем остановить взгляд в минуту раздумий.
Такое впечатление, что у японцев амбивалентное отношение ко всяким неправильностям. С одной стороны любовь к трещинкам, пятнышкам, шероховатостям – многочисленным наслоениям жизни, к следам случая. С другой – культ чистоты, пустоты и порядка. Видимо, допустимы (и желательны) только такие дыры, сквозь которые удобно любоваться на звезды.
Но может быть еще интереснее. Этот возглас: «Прекрасно!» как отметка, поставленная случаю за то, что он проделал эту прореху в сёдзи, чтобы сквозь нее можно было без помех насладиться открывающимся видом. Подразумевается такое гармоничное существование, что не нужно ни раскрывать эти самые сёдзи, ни проделывать в них дыру, ни чинить, заклеивать их, в конце концов. Все происходит само собой и именно в тот момент, когда это нужно.
Вот из той же серии:
К моему костру
Ветер принес откуда-то
Горстку листьев.
(Исса)
И тут уже новый оттенок смысла. Возможно, эта горстка листьев нужна вовсе не для того, чтобы подкинуть её в пламя костра. Может быть это компания, которая должна разделить одиночество поэта, остановившегося на ночлег под отрытым небом?
Да вот, сейчас часто удается наблюдать это зрелище – падение оторвавшегося листа. Особенно когда он падает гладко – без вращений и пируэтов. Редко что бывает столь же красивым.
«Вот эти кради», –
По сливе цветущей луна
Скользнула лучом.
(Исса)
Случай окончательно персонифицировался. Примерно так он подсунул Раскольникову сначала ценную информацию о предмете его вожделения, а потом и топор. Не стоит иметь слишком сильных желаний – постепенно весь мир становится если не твоим сообщником, то подстрекателем.