am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Случайное


Прекрасно!
Сквозь дырку в сёдзи любуюсь
Небесной рекой.
(Исса)

 
Как это Ко вчера сказал? Что-то вроде: «Подтеки на обоях говорят о деградации личности». В то же время Заваровкий (который как раз заходил к Ко чтобы подновить роспись на двери – два иероглифа-кораблика Дао между лотосом облака и туманом земли) говорил, что любит свой подтекший и растрескавшийся потолок – он такой художественный и есть на чем остановить взгляд в минуту раздумий. 

Такое впечатление, что у японцев амбивалентное отношение ко всяким неправильностям. С одной стороны любовь к трещинкам, пятнышкам, шероховатостям – многочисленным наслоениям жизни, к следам случая. С другой – культ чистоты, пустоты и порядка. Видимо, допустимы (и желательны) только такие дыры, сквозь которые удобно любоваться на звезды. 

Но может быть еще интереснее. Этот возглас: «Прекрасно!» как отметка, поставленная случаю за то, что он проделал эту прореху в сёдзи, чтобы сквозь нее можно было без помех насладиться открывающимся видом. Подразумевается такое гармоничное существование, что не нужно ни раскрывать эти самые сёдзи, ни проделывать в них дыру, ни чинить, заклеивать их, в конце концов. Все происходит само собой и именно в тот момент, когда это нужно.
Вот из той же серии: 

К моему костру
Ветер принес откуда-то
Горстку листьев.
(Исса)
 

И тут уже новый оттенок смысла. Возможно, эта горстка листьев нужна вовсе не для того, чтобы подкинуть её в пламя костра. Может быть это компания, которая должна разделить одиночество поэта, остановившегося на ночлег под отрытым небом? 

Да вот, сейчас часто удается наблюдать это зрелище – падение оторвавшегося листа. Особенно когда он падает гладко – без вращений и пируэтов. Редко что бывает столь же красивым. 

«Вот эти кради», –
По сливе цветущей луна
Скользнула лучом.
(Исса)
 

Случай окончательно персонифицировался. Примерно так он подсунул Раскольникову сначала ценную информацию о предмете его вожделения, а потом и топор. Не стоит иметь слишком сильных желаний – постепенно весь мир становится если не твоим сообщником, то подстрекателем. 

Tags: Япония
Subscribe

  • закрыть гештальт

    «Список Шиндлера», Стивен Спилберг, 1993. Ну да, голливудское такое кино в хорошем смысле и в плохом.Преднамеренное такое. С оглядкой на…

  • пройденное

    Кароль ходил к аналитику уже третий год. Он так привык к этой узкой кушетке, сетке трещинок на потолке, к голосу, что проникал в него откуда-то…

  • The More Loving One

    Попалось стихотворение Одена. Ну, точнее его перевод поначалу: Более любящий Я знаю: звездам в небесной мгле Не важно, есть ли я на земле. Может,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments