Мои отношения с Вианом вообще странные. Первая книжка, что я у него прочитал, была «Уничтожим всех уродов». Ничего кроме недоумения не вызвала. Через некоторое, довольно продолжительное время, прочитал «Пену дней». Был сражен мощью текста и трагичностью повествования. Делился открытием со своими студенческими друзьями, а те смеялись и недоумевали: «Дык мы же тебе еще на четвертом курсе все уши прожужали! Ты что ж, тогда так и не прочитал?!» Ну да. В смысле нет. Но «Пена дней» такого свойства, что ни перечитывать, ни читать что-то еще в том же духе желания не возникает. И вот всё-таки «Осень в Пекине». Кажется в этой книжке достигнут необходимый уровень гармонии. С одной стороны абсурд – с другой поразительной ясности и точности наблюдения. Трагизма достаточно, но он какой-то такой, немного игрушечный, не бьет наотмашь, как история про Хлою. Много литературных изысков, но они щедро разбавлены штампами и оборотами давно помеченными как «устар.», так уж никто не говорит. Это почему-то оч. красит, эдакое легкое уродство, подчеркивающее выверенность текста. Но... как это точно заметила М., когда я предложил и ей прочитать:
Да, вики тут сообщает, что «... 23 июня 1959 года Виан пришёл на премьеру фильма, снятого против его воли по написанному им триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Просмотр начался около десяти утра в зале «Пети Марбеф». Десять минут спустя Виан уронил голову на спинку кресла и потерял сознание. Умер он, не приходя в себя, по дороге в больницу. Врачи констатировали, что изношенное сердце Виана не выдержало связанных с премьерой волнений». 39 лет.