am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

Пустое множество

«Потому что действительно, если всех читать, то тогда должно произойти то, ради чего поэзия и существует. То есть впасть от неё в зависимость. И в поведении, и в мышлении, и так далее, и так далее. И поэтому существует форма самозащиты в виде системы образования, которая выбирает кого-то одного, более или менее… не хочу сказать удобоваримого…»
(Иосиф Бродский, «Возвращение», фильм 1)

Система образования против культуры. Припоминаю школу, ну и дальше… не покидает ощущение, что это была именно что прививка, прививка против культуры. Сделать её несъедобной. Или, как это теперь «лечат» от алкоголизма – «кодируют». Чтобы даже в мыслях не было – протянуть руку. Потом как-то отпустило, да наверно уже поздно.

С другой стороны, на днях беседовал с одним художником. Ну, таким, таящимся, не показывающим особенно свои работы. Говорит, что не любит выставки, слишком там много всего. Творческий человек слаб – тащит на всеобщее обозрение лишнее. Может есть на вставке пара сильных работ, но три десятка других, что заметно слабее, тянут эти сильные работы вниз, обесценивают своим присутствием. Лучше бы, конечно, чтобы одна картина, но так разве бывает? И вот эта система образования – это же как раз «выставка одной картины». Кто поэт? Пушкин. Кто физик? Эйнштейн. Кто композитор? Моцарт. Про любимого Бродским Боратынского разве кто может и слышал, типа фамилию. Да и Пушкин... «Мороз и солнце, день чудесный». Но не все же эти тома? Зачем портить впечатление?

Наверно есть еще и третья сторона.Если взять программу средней школы и представить человека, который всю её выучил на твердую, настоящую пятерку, то по современным меркам это будет настоящий эрудит. А если предположить существование человека, который не только выучил «на отлично», но и понял на таком уровне, что способен отвечать на вопросы серьезных олимпиад (т.е. опять же не выходя формально за пределы школьной программы)? Чудо! И что? Этих знаний все равно не хватит для настоящей работы. Это вообще в каком-то смысле не знания. И не умения. Не писатель, не физик, не программист. Ими как-то совсем иначе становятся. Наверно тоже, не благодаря системе образования, а вопреки. Большая часть учащихся сопротивляется, чтобы не знать, а какая-то ничтожная часть наоборот – чтобы знать. А середина – это что-то несуществующее. Пустое множество.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • карнавал

    «Мой талант – это моя способность упрощать сложные проблемы, с тем чтобы привести их к простейшему выражению». (А. Гитлер) Когда…

  • The Squid and the Whale

    «Кальмар и кит», Ноа Баумбах, 2005. Видимо это тот фильм, что сделал его знаменитым. Еще никаких звезд, но от этого не хуже. И не…

  • Листая назад

    С террасы мраморной он видел синий пруд и дремных лотосов плавучие узоры, Непала черные над влажным полем горы, да Гималаев снег, да неба изумруд.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments