am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

Листая назад

На букву «Ц».

Цена – звонкое, привычное слово, с таким же, казалось бы, ясным, я бы даже сказал, обиходным значением. Но при ближайшем рассмотрении, она (эта цена) постепенно расплывается, теряет четкие границы, становится чем-то совершенно условным.

Ну вот, например, стоит на прилавке плеер, а рядом ценник с вполне определенными цифрами. Формально это и есть цена. Но вот вы решили его купить. Купили, принесли домой, поставили на полку. Что же, вы заплатили деньги, чтобы любоваться на этот, вполне возможно, красивый прибор? Да вроде нет. Во всяком случае, через пару дней он примелькается и станет еще одной вещью, с которой нужно стирать пыль.

Так что получается, что куплен он был для того, чтобы смотреть фильмы. И каждый раз придется покупать эти самые диски или брать напрокат. Общая сумма расходов начнет расти. Но в пределе, если фильмов просмотрено бесконечно много, цена самого прибора (по отношению к общей сумме расходов) будет стремиться к нулю. В то же время некоторые фильмы не понравятся. И потраченные на них деньги можно будет считать выброшенными на ветер, и при том же асимптотическом процессе имеем обратный эффект – покупка плеера становится причиной потери удивительно большой суммы. Таким образом, мы получаем разброс в цене от нуля до бесконечности.
Это еще самый безобидный аспект проблемы.

Нетрудно представить ситуацию, когда человек покупает, как ему кажется, автомобиль. А получается, что в придачу он приобрел инвалидность, судимость или массу проблем с ремонтом. Или, ладно – может быть, он благодаря этой машине разбогател, удачно женился и объездил пол мира. То есть за такие смешные в общем-то деньги, он приобрел всю свою счастливую жизнь. (Как раз в этом варианте нас пытаются убедить персонажи рекламы, когда, покупая какую-нибудь жвачку, ты получаешь отличное настроение, друзей и симпатичную девушку).

А как понять, большая цена или маленькая? Доступна вещь или нет? Это уж прямо на собственном примере можно проиллюстрировать.

Покупка квартиры казалась совершенно невозможной, т.к. цена была для нас нереально большой. Я бы даже сказал и не преувеличил – бесконечной. Но в тот момент, когда потребность в квартире перешагнула через какое-то пороговое значение, нашелся вариант, когда эту самую квартиру можно стало купить здесь и сейчас. На начальном этапе эта покупка все же имела свою ненулевую цену в виде выплачиваемых долгов. Но с течением времени и этот эффект снизился до неразличимости. Больше того, даже нельзя сказать, что эта цена (сумма потраченных денег) переместилась на кого-то другого. Очень подозреваю, что единственное что произошло – изменились (и только на непродолжительное время) цифры в банке. А на экзистенциальном уровне этой траты никто не заметил. То есть вся эта трансакция произведена была не в сфере денег, а в сфере межличностных отношений. И тут нужно говорить не о цене, а о благодарности, целесообразности и общей широте души. А цена была не большой и не маленькой – просто возможной.

К чему все это? Просто подумал, что эти два процесса – приобретение вещей и трата денег только кажутся тесно связанными. Так как сознание машинально всовывает между ними слово «потому что». Получил эту книгу, потому что заплатил 200 р. Проехал на троллейбусе, потому что это почти ничего не стоит. Не купил ковер, потому что он оказался слишком дорогим…

Гораздо разумнее было бы считать эти процессы идущими параллельно, независимо друг от друга.

Ты получаешь все даром, по мере необходимости или по игре случая. И точно так же приходят и уходят деньги. Это как обменный процесс типа дыхания, еды или посещения туалета. Ведь никто не говорит: «Я купил этот телевизор, потому что весь этот месяц дышал и хорошо ел!» (Хотя если бы он этого не делал, то вряд ли бы ему удалась эта удачная покупка!) Цена возникает как некое «биовыживательное беспокойство», т.к. деньги стали чуть ли не важнейшей силой поддержания жизни. И когда человек не покупает, скажем, сок за 50 рублей, но охотно купил его в другом месте за 40, это похоже на поведение мнительного человека, не желающего ехать на тринадцатом автобусе, но готового сесть на автобус номер семь.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Листая назад

    synthesizer: «... Кого ни спроси – каждый ответит, что Мону Лизу Леонардо писал с нее же, но мало кто знает, что пушечный мастер Андрей…

  • десятая копия

    «... с жизнями, смутными, как оттиск из-под десятого листа копирки» (Сигизмунд Кржижановский, «Воспоминания о будущем») ...…

  • (500) Days of Summer

    «500 дней лета», Марк Уэбб, 2009. Почти случайно посмотрел. Фактически только потому, что там в главное роли Триша Макмиллан из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments