Top.Mail.Ru
? ?
am. journal [entries|archive|friends|userinfo]
am.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Листая назад [Jun. 13th, 2019|06:12 pm]
am.
Трудно быть благодарным. Это такое ускользающее чувство. Вот кто-то внезапно очень тебе помог и кажется, что ничего для этого человека не жалко, чего бы только не отдал, просто из чувства благодарности. Но момент уходит, и кажется, что всё это лишнее, как-то неудобно, да и не надо ему, этому человеку, ничего от меня. Просто помог, ну и хорошо. Намерение что-то сделать сначала слабеет, потом забывается и сменяется легким чувством досады, как будто к доброму делу человек невзначай добавил и крупицу плохого. Проехали.

Да ведь и в самом деле ничего ему не надо.

Так что неплохо было бы это ускользающее чувство благодарности как-то зафиксировать, пусть лишь для одного человека, для одного случая даже. Например, решить,что вот ему я никогда не смогу отказать. Может он никогда и не попросит, или попросит какую-нибудь малость. Но если вдруг все-таки попросит существенного, то, что делать? Придется подчиниться долгу благодарности.
LinkReply

Comments:
From: 01a2c4d6
2019-06-13 04:30 pm (UTC)
...из под палки. Это уже переводит чистосердечную бескорыстную благодарность в разряд отношений должника и заимодавца, со всеми вытекающими, как говорится. Включая неприятные чувства к "благодетелю". Мы ведь не любим тех, кому должны, и чем больше проходит времени, тем более неприятные чувства испытываем от осознания перспективы расплаты. Может лучше решить для себя оказать при случае столь же бескорыстную услугу кому-либо постороннему, как оказали её нам? Тебе помогли, - и ты помог другому, не обязательно тому, кто помог тебе. Это тоже, конечно, можно считать расплатой, но... психологически всё же немого труднее. Да и моральное удовлетворение от "доброго дела" больше - облагодетельствованный ведь считает твой поступок совершенно бескорыстным, свободным от мелочности бухгалтерии "ты мне, я - тебе". Гомес писал, что благороден тот, кто лишён желания отомстить в ответ за оказанное ему благодеяние. Мне нравится думать, что это неточность перевода и вместо "отомстить" должно быть "отплатить", сиречь рассчитаться. В этом желании рассчитаться, сбросить с себя долг, не быть больше обязанным действительно есть нечто низкое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: antimeridiem
2019-06-13 06:38 pm (UTC)
Бескорыстное доброе дело – это бескорыстное доброе дело. Благодарность же обязательно адресная. Ну да, что-то из серии долга. В этом и проблема. Долг, который можно не отдавать. Якобы. Вчера как раз пересматривал «Жертвоприношение» Тарковского (как выяснилось, помню почти наизусть) там эта проблема проявилась особенно болезненно… ладно.

Забавно, что в контексте этих рассуждений вспомнил, что уже проходил по разряду неблагодарного, как раз в случае, когда пришлось расплачиваться не по средствам. Настоящая благодарность – самурайская, безответная. А всё остальное так, плацебо благодарности, лишь бы не болело.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: 01a2c4d6
2019-06-13 07:32 pm (UTC)
"Долг, который можно не отдавать". Нельзя. В народе неблагодарность - страшный грех. Потому очень осторожно принимают услуги от ближнего - придётся отплачивать, да ещё и сторицей, ибо благодетель обычно норовит содрать больше, чем дал. А не отплатишь - получишь страшную метку неблагодарного. Фильм не смотрел.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antimeridiem
2019-06-13 07:40 pm (UTC)
Да, не люблю "принимать услуги от ближнего". Тоже своего рода грех. Уклонение от.

Эта идея долга теперь прекрасно воплощена в экономических механизмах. Так и норовят подсунуть какой-нибудь кредит, а когда отказываешься, то тут чуть ли не подрываешь общественный договор, когда все должны потреблять изо всех сил.

Я же говорю - благодарность это такая штука, что так или иначе разговор выруливает к долговой яме.

Edited at 2019-06-13 07:42 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tannenbaum
2019-06-14 07:43 am (UTC)
Я не вполне согласна. Каков бы ни был наш "долг" в ответ на услугу, благодарность - это то, что сверх долга. То, что мы спокойно могли бы не давать, но хотим дать и даем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tannenbaum
2019-06-13 06:50 pm (UTC)
История из жизни (из газеты вообще-то, но это неважно, пусть хоть анекдот). Одна тетя пошла вечером после работы купить еды в магазиге, выстояла длинную очередь, пробила продукты на кассе, и тут обнаружилось, что карточки у нее нет (а денег у нас тут вообще ни у кого никогда нет). Ну, она расстроилась, но тут стоящая за ней тетя сказала, что оплатит ей покупку. Та такая ой спасибо, да не надо, да как я верну, а вторая говорит "ничего мне не надо, мне пару лет назад тоже одна так помогла, и ничего не взяла, а только просила тоже кому-то так же помочь при случае и по возможности, так вот я уже два года жду и во
наконец, так что бери свои пакеты и не волнуйся, но вот если кто-то тебе попадется в такой же ситуации, то по возможности сделай как я.

В общем, мне эта история нравится своей длящестью, но вроде как и ненавязчивостью. Не всегда можешь чью-то телегу с супермаркете оплатить, но при случае помоги другому бескорыстно, это и будет благодарностью. А еще лучше не при случае, а взять себе за привычку. По возможности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: antimeridiem
2019-06-13 06:58 pm (UTC)
Точно, слышал такие истории, в разных вариантах. Это конечно правильно, особенно если верить в то, все "разные люди" на самом деле – один человек. Но если в это верить на самом деле, то проблем с благодарностью вообще не возникает.

А так разные, очень разные. Иногда сам вот себе благодарен (или лучше сказать своему бессознательному), что наконец сжалилось. И вот как тут отблагодарить, и надо ли? Вот этот вопрос тут главный - надо ли? С это собственно и начал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tannenbaum
2019-06-14 07:32 am (UTC)
Ну если серьезнее говорить, из личного опыта, то я бы сказала так. По роду своей деятельности я иногда бываю в ситуациях, когда мне благодарны. В общем, получить короткое подтверждение того, что то, что я сделала, расценивается как помощь (а не, скажем, навязчивое принуждение) всегда приятно. Форма, приемлемая для меня - от устного короткого "спасибо" до (в отдельных случаях) открытки. (Надо сказать, я не жалуюсь на зарплату и абсолютно не хочу к этому примешивать что-то материальное, коллеги с исторической родины не всегда себе могут позволить это отношение).

Но тут есть тонкий момент. Хорошо, что эти моменты благодарности случаются. Но очень вредно, когда начинаешь их ожидать, на них рассчитывать. Как-то незаметно начинаешь испытывать едва ощутимую досаду на тех, кто не заценил твой вклад, и вот уже чувствуешь, как мотивация помочь подменяется мотивацией вызвать благодарность, а это совсем другое дело и очень плохо. В общем, это очень здорОво и гигиенично (для меня), что некоторые мне ни разу не благодарны, кто-то не замечает меня вообще, кто-то слегка раздражен, бывают и горько обиженные или разочарованные. Все как в жизни.

Так что мой вывод с этой стороны - благодарность дело хорошее для благодарного, но для принимающей стороны она должна быть пропорциональной и спорадической, в принципе малозаметной, чтобы не навредить. Потому мне и нравится история комментом выше: можно быть благодарным вовсю, не опасаясь затопить кого-то.

Когда же я пытаюсь быть благодарной сама, у меня, кажется, такие же проблемы, как у Вас. Вот мы меняем сад ребенку, надо сказать "спасибо" воспитателям, меня это затрудняет, хочется прокрастинировать, я не вполне знаю, как это устроить тактично (некоторые там намного лучше других). Но сделать это - нужно в первую очередь не им, а мне.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antimeridiem
2019-06-14 08:38 am (UTC)
Когда речь идет об искренней благодарности высказанной здесь и сейчас проблемы нет. Но это ощущение, что ты теперь "должен по жизни" откуда-то появляется. Хуже того — иногда оказывается, что этого ждут.

Должен заметить, что я скорее не о бытовых ситуациях, а вот да, например, как в роддоме. Врачи спасли твою жену и ребенка. Или ты просто искал врача получше, нашел и все получилось отлично. Этот хороший врач тоже спас – потенциально, не было никаких приключений, хорошо. Но что я тут могу сделать? Как отблагодарить? По моим внутренним ощущениям я как раз должен стать вечно должным, и то, что я так не делаю, да и не могу делать, оставляет неприятный след. Но это так, гипотетически, хотя то, что я отказывался в таких случаях от услуг знакомых врачей тоже поэтому – хотелось как-то на общих основаниях, без вовлечения личного.

А другие ситуации реально были. И тут тоже остался привкус вины. Потому что могу понять – человеку нужен ты весь, без остатка. И причем именно в таких ситуациях, когда это совершенно невозможно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tannenbaum
2019-06-14 08:50 pm (UTC)
Сорри, разлогинилась.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antimeridiem
2019-06-15 05:13 am (UTC)
Да, наверно так и должно быть. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)