am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Categories:

Листая назад

Рассказывал сегодня М. про Монтессори, про то, как я это дело понимаю после прочтения статьи в Википедии. Потом пытался вспомнить с чего бы это я начал искать эту статью. И тут понял – после прочтения вот этого:

«… В 1939 году Мари Тюдор, аспирантка университета в Айове, начала экспериментировать с местными сиротами. Она рассказывала детям, что у них есть признаки заикания и чтобы избавиться от заикания они должны, прежде всего, осознать это, запинаясь снова и снова. Проверялась теория «Диагноз провоцирует болезнь». Многие дети действительно начали сильно заикаться.

Через шестьдесят лет Мари получила письмо от одного из этих сирот: «Вы разрушили мою жизнь. Я мог бы стать ученым, археологом, даже президентом. Вместо этого я стал жалким заикой. Дети смеялись надо мной, и я постоянно чувствовал себя идиотом. Я и по сей день сторонюсь людей».

Конечно, мне не нравилось то, что я делала с детьми – говорила Мари – Сегодня я, наверное, отказалась бы. Но тогда я просто делала то, что мне сказали. Это была моя работа. И я ее сделала
…»

А про Монтессори в частности говорилось, что «… Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем...»

Про внутреннюю перефокусировку – это хорошо. Остальное – какая-то педагогическая паранойя. Ребенок – это не деталь, которую педагог делает. И не потому что это аморально, а потому что это невозможно. И думать педагог должен и не о себе, и не о ребенке, а о ситуации вцелом.

Например, воспитание может заключаться в следующем. Вы решили помыть полы. При этом вы не только сами берете тряпку в руки, но и ребенку тоже даете тряпочку. И он, если захочет, тоже может мыть пол вместе с вами. Или делать что-то свое, рифмующееся в его сознании с «мытьем пола». При этом желательно не вмешиваться в этот процесс, а просто дать ему течь естественно. Если вы варите суп – дайте ребенку морковку и безопасную чистилку. И пусть он с ними возится. Всё в таком духе. Не знаю, сколько на это нужно сил и каким нужно обладать душевным равновесием, но сработать такая тактика должна наверняка.

Или если ребенок тебя что-то спрашивает, то нужно попытаться на это адекватно ответить, а попутно и самому узнать побольше, в последующем редуцировав свое знание до доступной ребенку формы.

И вообще – главным критерием должна быть эстетика ситуации. Если ситуация выглядит красиво – она правильная, хорошая. Если уродливо – она плохая. Вот и весь Монтессори, да и весь Маяковский заодно :) Что такое хорошо, и что такое плохо.
Subscribe

  • and Georgette Magritte

    Помню те времена, когда любил Дали, а Магритта считал каким-то недоделанным что ли. Не доросшим до сюрреализма, да. Как все с тех пор поменялось!…

  • с чем это перекликается

    Я нынче в паутине световой – Черноволосой, светло-русой,– Народу нужен свет и воздух голубой, И нужен хлеб и снег Эльбруса. И не с кем…

  • продолжая разговор

    Еще про творчество в жестких рамках традиции. Конечно, со «школой вангога» ничего не выйдет. Это эпоха серьезных мутаций и революционных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment