am. (antimeridiem) wrote,
am.
antimeridiem

Category:

боковые тропки

Вот Том Стоппард придумал развернутые судьбы для Розенкранца&Гильденстерна. Все это конечно мило и даже интересно, но не очень. Ну, в рамках понимания диспозиции Гамлета. Кем бы они ни были, ситуация не сильно изменится. А вот бы тот же самый прием применить в «Преступлении и наказании»!

Написать ту же историю, но с точки зрения Старухи-процентщицы. Так чтобы начиналась с самого её детства, а удар по голове топором был бы финалом. Там где у Раскольникова все только начинается, у неё был бы конец. Но это уже был бы не статист, а живое существо. Может быть, оно само было бы себе настолько отвратительно, что удар топором оказался хоть и страшным, но избавлением от себя. Или эта Старуха в самом деле была воплощением зла, и Раскольников избавил от него мир. Или она совсем не была такой уж ужасной, просто «дошла до жизни такой», а в чем-то была все тем же хорошеньким ребенком как прежде, и вместе с жадной старухой, Раскольников прибил и его? И т.д. и т.п. Если каждый вариант был бы написан столь же убедительно как «Преступление и наказание», то поступок Раскольникова стал бы очень странным, некой суперпозицией вариантов. В одном случае он остался бы жертвой своего «внутреннего мира», в другом воспринимался как слепой дурак, не видящий, какое зло он сотворил. А если бы вдруг смог увидеть в Старухе настоящее зло, то может быть и не мучился бы так, типа на войне как на войне. Убил, потому что должен был убить.

Впрочем, Достоевский понимал, что такое копание в душе ни к чему не ведет. Даже история Настасьи Филипповны очерчена очень схематично и никаких выводов из неё не делается. Просто сошла с ума и всё. Будто души парят над обстоятельствами, лишь задевая их своими крыльями. И полет душ интересен, а обстоятельства постольку поскольку. Старухина душа не хотела летать и поэтому прошла по периферии повествования, сыграв незавидную роль статиста.
Subscribe

  • предубеждение

    Странное дело. Долго делал вид, что такой группы не существует. Такой у них был "имидж", что ничего хорошего ждать не приходилось. И вот…

  • Из переписки

    «Выхода нет. Это и есть выход». (В. Пелевин (интервью), из сборника «Одиннадцать бесед о современной русской прозе»)…

  • Almost Famous

    «Почти знаменит», Кэмерон Кроу, 2000. Говорят, что кино основано на реальных событиях, хотя никакой группы Stillwater (во всяком случае…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment