работать |
[Aug. 12th, 2019|02:17 pm]
am.
|
Если захотеть проследить этот magic trip «Лев Толстой в поисках добра», то гораздо интереснее читать дневники или биографии Толстого, а не эту беллетризированную редакцию в виде истории про Левина. Скучновато, да и видны швы от многочисленных пластических операций. Но Толстой все-таки Толстой, рано или поздно упорство будет вознаграждено. Так вот и двигаюсь – от одного интересного пассажа до другого через это доказательство теоремы на тыщу страниц.
«… В сущности, в чем состояла борьба? Он стоял за каждый свой грош (и не мог не стоять, потому что стоило ему ослабить энергию, и ему бы недостало денег расплачиваться с рабочими), а они только стояли за то, чтобы работать спокойно и приятно, то есть так, как они привыкли. В его интересах было то, чтобы каждый работник сработал как можно больше, притом чтобы не забывался, чтобы старался не сломать веялки, конных граблей, молотилки, чтоб он обдумывал то, что он делает; работнику же хотелось работать как можно приятнее, с отдыхом, и главное – беззаботно и забывшись, не размышляя».
Порадовался этой чеканной формулировке: «работать как можно приятнее, с отдыхом, и главное – беззаботно и забывшись, не размышляя». Уж если т.н. творческую работу приходится вынести за скобки, то внутри этих скобок работа должна быть вот такой. И ведь это возможно, что так красочно проиллюстрировано в сюжете с косцами. Вот так это и должно ощущаться, не обязательно чтобы в поле. В офисе, в мастерской, в школе. Пусть работа будет монотонной и предсказуемой. Энергоемкой. Но она должна быть приятной и вводящей в некое подобие транса. Но почему-то это так непросто! Тот же Левин, которого трудно заподозрить в недостатке доброй воли, понял не сразу. Нужно какое-то время, чтобы все сошлось, притерлось, перешло в режим автопилота. Если это вообще когда-то произойдет. |
|