Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

cup

Листая назад

На букву «П». Провинциальность.

В десятом классе это ощущалось очень просто. Нужно как-то выбираться из родного города, и не куда-нибудь, а именно в столицу, там где... что? Странно, но за этим многоточием ничего не следовало, очевидно, что мысль об этом «побеге из курятника» не была родной, взращённой, осмысленной. Это было скорее как стандартное течение жизни – рождение, детский сад, школа, Москва. Застрять на любом из этих уровней воспринималось как остаться на второй год. Второгодником становиться не хотелось. Ну и в столицу я не раз ездил, и мне там нравилось, была она большая, красивая, по нашим провинциальным меркам богатая. Но я туда ездил в гости. Как оказалось, это не то что там жить.

Collapse )
cup

Листая назад

Завтра в школу. В. говорит, что не хочет.
– Почему? Там же дети, учителя, всё такое новое. Какое-то разнообразие. Чего дома киснуть?
– Хочу дома…
– Ну как же? Всё на одном месте сидеть? А так сначала в школу приедете, там то один класс, то другой…
– Они одинаковые.
– Ну как же одинаковые? Математика в одном, рисование в другом…
– Похожие…
– А ты хотела, чтобы разные? Один класс желтый, другой – розовый, третий – черный? Как ты думаешь, что за предмет изучают в розовом классе?
– Рисование!!!
– А в черном? – я задаю вопрос с опаской, подозревая, что это математика – в черном чему учат?
Collapse )
cup

Течение жизни

В школе по русскому упражнение тире сочинение. Типа наступил XXI век, а вот еще двадцать лет пройдет и вообще все поменяется. Опишите, как вы представляете вашу школу (улицу, село, стадион) будущего.

Да-а-а... Как-то это стало проблематично. Особенно потому, что двадцать лет назад эта школа тоже была на виду, и не сказать что сейчас она заметно изменилась. Но вот что значит молодая кровь. В. все равно собиралась писать что-то фантастическое. Поначалу о том, что школа должна стать по типу шведской и решила описать некоторые подробности этого чудо-обучения. Я заметил, что в качестве вступления нужно написать, что наша губерния стала княжеством и при шведском посольстве открыли школу и вот там... дальше по списку. В. не согласилась с таким раскладом и начала сочинять что-то в стиле «Веточкины путешествую в будущее».

– Ага, – говорю я, – тогда начать нужно так: «Наша планета подверглась атаке разумных вирусов, и вот когда порабощенные земляне отстроили школы заново, выглядело это примерно так...» Ну и дальше про стеклянные потолки, парты-пуфы и школьный автобус тире турбоглайдер.

Collapse )
cup

будни образования

Тут как-то был разговор про выпускников педа. Ну вот, В. рассказывает, что сегодня у них были практиканты, и их заставили проверять тетради с домашним заданием. И ей поставили «четыре», т.к. за последнюю задачу минус. Прикол в том, что В. не смогла ее решить, и мы довольно долго разбирались. И тут такая фигня. «Чего ж, – говорю, – не выяснила, что им не понравилось?» Т.к. ничего исправлено не было, тупо минус. «А они просто с ответами сверялись!» – сказала В. Это было еще интереснее, и я продолжил недоумевать. И тогда В. сказала, что есть такой ресурс в интернете, куда выкладывают решения всех задач из учебника. И полезла искать. Результаты расследования забавные.Collapse )
cup

географ, который не пропил

Глядя на школу со стороны и вспоминая свое детство. Что такое делает учитель, что его можно считать хорошим?

Ну, во-первых, держит детей под контролем, не дает превращать урок в хаос. Уже это очень непросто и для этого недостаточно быть «хорошим человеком», относиться к детям по-доброму. Не думаю, что можно завладеть вниманием детей, лишь увлеченно рассказывая. В старших классах еще туда-сюда, там дети уже чего-то хотят, по крайней мере некоторые. В младших классах и чуть дальше выбор по любому будет в пользу веселья. А уж в какие формы это выльется – в полное пренебрежение, в сидение на голове или в беседы на отвлеченные темы, для самого процесса обучения не так уж важно. Не будет никакого обучения, будет либо мучительно, либо приятно проведенное время. Для учителя скорее всего – мучительно.

Во-вторых, добиваться заметного результата. Так, чтобы после урока и всяких домашних заданий у всех в головах осталось хоть что-то правильное и важное. В среднем это «что-то» будет иметь ничтожный объем по сравнению с программой, и с этим очень сложно смириться. Хочется натолкать в головы детей побольше, все успеть – это обречено на провал.

В-третьих, не забыть, что в каждом классе есть способные дети, и нужно суметь уделить им больше внимания, в их случае результат должен быть больше, чем ничтожный средний. И тут очень сложно оценить объем знаний, который каждый может усвоить, и потом еще добиться того, чтобы ученик понял, потренировался, повторил и не забыл через непродолжительное время.

В-четвертых, найти время и силы вести разговоры на отвлеченные темы, не только строго по программе. Помню, что это было очень важно – когда учителю было интересно просто говорить с нами. Ну, может не говорить, но рассказывать – игра была большей частью в одни ворота. И это тоже нужно уметь – говорить с людьми, которые если слушают – то и то спасибо.

Collapse )
cup

Течение жизни

Пока шли в школу, поинтересовался у В. что там у них за тема по биологии. Утром, пока собиралась, все заглядывала в свой конспект. Не в учебник. Чего это? – спрашиваю. Оказывается на уроке они читают учебник, потом учитель диктует из него «что нужно», а они записывают. И вот эту выжимку они должны заучить. И на этот раз, оказывается, они учат про лишайники и про всяких паразитов. Спросил, что же это такое и чем паразиты отличаются ото всех остальных. Ответить ничего толком не могла, только сыпала терминами: лихенология, гельминтология, симбиотические ассоциации... по существу же ничего. Попробовал объяснить. Сказал, что вот они – типичные паразиты. Вместо того, чтобы найти книжки, или статьи в интернете, посмотреть картинки, прочитать и выделить интересную информацию, задать себе вопросы и попытаться на них ответить или поговорить об этом с учителем, они получают некую выжимку, даже не пережеванные знания, а знания сведенные до выбора галочек с тесте. Т.е. кто-то все впитал, а они теперь лишь присосались.Collapse )
cup

Течение жизни

Давным-давно мы, всей компанией братков, накупили себе настоящих туркменских халатов. Ну, каждому по халату. Отличный был халат. Ватный, снаружи как каракуль, большой и теплый. Ходил в нем по дому уж не знаю сколько лет, пока он совсем не проносился и не прожирился. Не помню, стирали ли его? М., помнится, существенно отрезала ему рукава, которые стали уж совсем ни на что не похожи. Потом выкинули, было очень жалко, но связей в туркменских селах больше не было. Но я так привык к халатам, что пришлось искать замену, унылый компромисс. В нашем мире потребления не так-то просто найти то, что нужно. В итоге уж сколько лет халаты мне привозит La Redoute, по месяцу ждем посылку из Франции. Каждый раз нового цвета. Последний, цвета асфальта, совсем истлел и стал покрыт заплатами, как кимоно какого-нибудь Басё. И вот сегодня приехал новый. Серо-розовый. И тут из ванны выходит В. в своем девчачьем просто розовом халате. Подходит и садится рядом.
– Ха! – говорю я, – мы с тобой просто братья цыплята!
Collapse )
cup

the things that are never done

С первых дней, как ступил он на школьный порог,
Новичку, браня и грозя,
Велят поскорей заучить, как урок,
То, Чего Делать Нельзя.
Год за годом, с шести и до двадцати,
Надзирая любой его шаг,
Педагоги твердят, чтоб он вызубрил ряд
Вещей, Невозможных Никак.
(Средний пикт подобных запретов не знал,
Да, наверно, и знать не желал.)



Collapse )

(Перевод Г.Кружкова)